Приветствую Вас Гость
АРСЕНАЛ |
Автоматы
[34]
Автомат получил широкое распространение во время Второй Мировой Войны, заменив уже устаревшую винтовку, так возникла серьезная потребность в непрерывной стрельбе. Это ручное стрелковое индивидуальное оружие, которое также подойдет и для комбинированного ведения боя. Но нужно отметить, что само название «автомат»,как оружие, применимо только в русском языке. В странах Европы и Америки его называют «карабином» или «штурмовой винтовкой».
|
Гранатометы
[15]
После Второй Мировой Войны было создано принципиально новое оружие, способное поражать бронированные цели и живую силу противника осколочно-фугасной или бронебойной гранатой. Гранатомет, легкий ( до 15 кг ) и предельно простой в конструкции ( ствол, прицел, пусковой механизм и приклад ), быстро набрал популярность во всех армиях мира.
|
Дробовики
[18]
Обыватели неизменно ассоциируют это понятие со старенькой берданкой, типа той, которой была вооружена бабуля-«Божий одуванчик» в кинокомедии «Операция «Ы». Тем не менее, современный дробовик не имеет с этим архаизмом ничего общего и является грозным оружием самозащиты, особенно эффективным на ближних дистанциях. В числе его достоинств – обширная площадь поражения, многозарядность и высокая скорострельность. Ему нет равных, если им распоряжается опытный стрелок, использующий дробовик в соответствии с тактическим предназначением.
|
Пистолеты
[36]
Пистолет является одним из самых старых оружий в мире. Первые упоминания о нем принадлежат XV веку. Он представлял собой деревянную колодку, с насаженным коротким стволом. Выстрел производился фитильным замком ( подобие современного спускового крючка, или курка ). На сегодняшний момент, пистолет – одно из самых дешевых, доступных и популярных видов оружия.
|
Пистолет-пулеметы
[20]
Для ведения боя в городе или на близких дистанциях ( до 200 м ) был изобретен пистолет-пулемет. Это оружие специально создавалось для полицейских подразделений и частей специального назначения. Сегодня, к сожалению, пистолеты-пулеметы активно используются террористами и киллерами для стрельбы в закрытых помещениях.
|
Пулеметы
[22]
Первый современный пулемет был впервые применен в англо-бурской войне и изобретен он был X. С. Максимом ( США ). Такие же пулеметы использовались и в русско-японской войне, хотя на вооружение в Советской Армии были приняты лишь в 1927 году(ручной пулемет В. А. Дегтярёва). Ручные и станковые пулеметы во время Первой Мировой Войны активно применялись всеми странам. Позднее, с развитием авиации, этим оружием стали оснащаться самолеты и танки
|
Револьверы
[14]
Револьвер – главный участник Русской рулетки, самой опасной и азартной игры в мире. Один патрон вставляли в барабан, а после, несколько раз прокручивали его таким образом, чтобы никто из участников не знал, когда произойдет выстрел. Участник приставлял дуло к виску и, с непередаваемым ощущением страха и трепета, нажимал на курок. Как вариант, барабан прокручивался после каждой попытки. Тот, кому не везло, лишался жизни.
|
Снайперские винтовки
[52]
Гладкоствольный мушкет, предшественник винтовки, не отличался высокой точностью боя. Пуля, двигаясь в гладком канале ствола, получала неконтролируемое вращение. В ходе испытаний было выявлено, что оружие с винтовой нарезкой ствола позволяли стрелять намного точнее. Это и послужило основной причиной создания винтовки. В России они назывались винтовальными пищалями, потом - винтовальными ружьями, далее – винтовками. Автоматические и самозарядные винтовки получили широкое распространение лишь во время Второй Мировой Войны. Они и послужили прототипами, для создания спортивных, а также снайперских винтовок.
|
Арм. авто
[71]
|
БМП
[3]
|
БТР
[2]
|
Танки
[40]
|
ФРИЦЫ
[4]
|
АВИАЦИЯ
[12]
|
Военные корабли
[12]
|
Подводные лодки
[18]
|
Бронежилеты И БРОНЬ
[19]
Пулестойкость,Пуленепробиваемые куртки,Противоосколочная куртка
|
другое
[6]
|
|
|
Оружие мира
Основной танк Т-64, Характеристики, Описание, Фото
| 20.08.2009, 23:41 |
Основной танк Т-64
СССР
В начале пятидесятых годов на заводе № 75 в городе Харькове
конструкторское бюро № 60, возглавляемое главным конструктором А.А.
Морозовым, начало работы по созданию принципиально нового танка. Через
десять лет напряженных поисков и экспериментов работы завершились
созданием танка Т-64. Так, через два десятилетия после создания
легендарной тридцатьчетверки, конструктивные решения которой оказали
революционное влияние на всё мировое танкостроение 40-х и 50-х годов.
Харьковские конструкторы создали новый шедевр танкостроения - танк
Т-64, ставший родоначальником нового класса боевых машин, именуемых
"Основными боевыми танками". Основной боевой танк Т-64 выпускался
серийно с 1964 по 1987 год. За этот период было создано около трёх
десятков модификаций танка Т-64. И сегодня Харьковское конструкторское
бюро тяжёлого машиностроения (ХКБМ) имени А.А. Морозова и Харьковский
завод тяжёлого машиностроения (ХЗТМ) имени Малышева продолжают работу
по совершенствованию конструкции танка Т-64.
Таким образом, основной боевой танк Т-64, разработанный вначале 60-х
годов и в конце столетия остаётся грозной боевой машиной, способной
эффективно противостоять всем основным боевым танкам мира, как второго,
так и третьего послевоенного поколения. Модернизированные танки Т-64 и
в XXI веке будут "верой и правдой" служить в танковых частях Украины,
России, Белоруссии и в других странах бывшего СССР. Об истории создания
этой уникальной и неординарной боевой машины, ставшей базовым
прототипом для всех серийных советских, а в последствии, российских и
украинских основных боевых танков, создаваемых до настоящего времени, а
также о ее конструктивных особенностях и пойдет речь в этом издании. В
начале 50-х годов стало очевидно, что компоновка корпуса, броневая
защита, вооружение, трансмиссия и ходовая часть основного советского
среднего танка Т-54 не обеспечивает оптимального сочетания огневой
мощи, защищенности и подвижности, которым должен отвечать перспективный
средний танк, способный эффективно противостоять перспективным средним
и тяжёлым танкам НАТО.
Компоновка корпуса танка, заимствованная от Т-44, хотя и обеспечивала
преимущества советского танка перед зарубежными аналогами, не давала
возможности дальнейшего повышения защищённости, особенно от
перспективных 90 и 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных
снарядов. Не стабилизированная 100-мм танковая пушка Д-10Т не
обеспечивала достаточной точности и скорострельности при ведении огня с
ходу. Кроме того, возникала необходимость введения в боекомплект пушки
новых бронебойно-подкалиберных и особенно кумулятивных снарядов.
Трансмиссия и ходовая часть танка, ведущие своё развитие от танка БТ-1
(танк Кристи образца 1940 года), не обеспечивали дальнейшего повышения
подвижности танка в случае установки более мощного вооружения или
увеличения броневой защиты, не смотря на введение планетарных
механизмов поворота вместо бортовых фрикционов, торсионной подвески и
новой гусеничной ленты с цевочным зацеплением. И хотя все возможности
модернизации танков Т-54 ещё не были использованы, о чём
свидетельствуют многочисленные модификации танков Т-54, Т-55 и Т-62 до
сих пор состоящие на вооружении многих стран мира, возникла
необходимость проведения опытно-конструкторских работ по созданию
перспективного среднего танка второго послевоенного поколения. Первым
этапом этих работ была разработка и принятие на вооружение новой, более
мощной 100-мм нарезной танковой пушки Д-54Т, дульная энергия которой на
30% превышала Д-10Т. Новая пушка была установлена на опытном танке
Т-54М (объект 139).
Однако, отсутствие системы стабилизации, в отличие от Д-10ТГ танка
Т-54А (объект 137Г), помешало принятию танка на вооружение.
Модернизированный вариант пушки, получившей обозначение Д-54ТС,
оснащённой 2-х плоскостным стабилизатором "Метель", в последствии
устанавливался на всех опытных перспективных танках вплоть до объекта
167. Следующим этапом работы над принципиально новым средним танком
стала разработка объекта 140 в ОКБ-520 завода № 183. Танк имел
бронекорпус новой, улучшенной формы, двигатель В-36 и механическую
планетарную трансмиссию с фрикционными элементами, работающими в масле,
и систему гидросервоуправления. Однако разногласия между инженерами
ОКБ, дирекцией завода № 183 и представителями заказчика относительно
основных принципиальных вопросов по конструкции перспективного танка
привели к переходу части конструкторов во главе с А.А. Морозом в КБ-60
при заводе № 75 в Харькове. В дальнейшем работы по 140-му объекту
возглавил Л.Н. Карцев. В 1957 году был создан опытный образец,
прошедший сравнительные испытания с харьковским 430-м объектом на НИИ
БТ Полигоне в Кубинке. Испытания выявили ряд серьёзных недостатков в
конструкции двигателя и трансмиссии. На вооружение танк не принимался.
В дальнейшем элементы ходовой части были использованы на опытном
объекте 167. Разработка перспективного танка на заводе №75 началась в
1951 году, когда КБ-60 возглавил вернувшийся из Нижнего Тагила А.А.
Мороз.
По его указанию был организован отдел нового проектирования, который
возглавил заместитель главного конструктора Я.И. Боран. К 1953 году был
разработан предэскизный проект перспективного среднего танка,
вооруженного 100-мм танковой пушкой Д-54ТС и превосходящего по основным
параметрам серийный танк Т-54. Новый танк, объект 430, проектировался
как принципиально новая машина, имеющая усиленную броневую защиту,
новый многотопливный турбопоршневой двигатель 4ТД с горизонтальным
расположением цилиндров и эжекционной системой охлаждения специально
сконструированный в дизельном КБ завода № 75 под руководством А. Д.
Чаромского, механическую планетарную трансмиссию с фрикционными
элементами, работающими в масле, и системой гидросервоуправления.
Впервые на среднем танке был установлен оптический прицел-дальномер
ТПДМС.
Одновременно в инициативном порядке был разработан усиленный вариант
танка (объект 430У), имеющий 160-мм лобовую броню и вооруженного 122-мм
танковой пушкой Д-25ТС. Во время проектирования объекта 430У
прорабатывалась возможность оснащения танка радиолокационным
дальномером, сопряженным с оптическим прицелом Т-2С. Эскизные проекты
новых танков были готовы в 1953 году. В 1953 - 1955 годах проекты
нового среднего танка дважды рассматривались в ЦК КПСС и Совете
Министров СССР и были одобрены, о чём свидетельствует Постановлении
Совета Министров СССР от 6 мая 1955 года № 880-524 и Приказ Министра
транспортного машиностроения от 13 мая 1955 года № 0096.
Научно-технический комитет Главного бронетанкового управления
Министерства обороны СССР выдал тактико-технические требования 8 июня
1955 года В КБ-60 было выдано задание на разработку технического
проекта нового среднего танка. Сварной корпус танка изготавливался из
катанных броневых листов. Носовая часть корпуса представляла собой
многослойную броневую преграду с рациональным углом наклона передних и
скуловых листов. Башня танка сферической формы с узкой амбразурой для
установки пушки имела дифференцированную трехслойную броневую защиту.
Пушка Д-54ТС спаренная с 7,62-мм пулемётом ПКТ стабилизировалась в двух
плоскостях стабилизатором танкового вооружения "Метель" и имела
механизм выброса стреляных гильз. На танке был установлен оптический
прицел-дальномер ТПД-43 (ТПДМС) с базой 1200 мм и независимой
стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости. Боекомплект пушки -
50 унитарных артиллерийских выстрелов, спаренного пулемёта - 3000
патронов. Для борьбы с низколетящими целями противника на танке
планировалось установить зенитно-пулеметную установку, оснащенную
14,5-мм пулемётом КПВТ. В отличие от первоначального проекта на танке
был установлен более мощный пятицилиндровый двигатель 5ТД. Объект 430
имел новую ходовую часть с опорными катками малого диаметра с
внутренней амортизацией и гусеничной лентой с последовательным открытым
металлическим шарниром. Система подрессоривания танка - индивидуальная,
торсионная с телескопическими гидравлическими амортизаторами на первом
и шестом узлах подвески. Танк оснащался системой коллективной защиты от
ОМП и автоматической системой ППО. В 1957 году были построены три
опытных образца объекта 430, которые прошли заводские испытания и
участвовали в сравнительных испытаниях со 140-м объектом в НИИ БТ
Полигоне в Кубинке. В отличие от проекта, на опытных танках
отсутствовала зенитно-пулемётная установка.
Испытания 430-го прошли в целом успешно, хотя и выявили ряд серьёзных
дефектов в конструкции двигателя и обслуживающих его систем, бортовых
коробок передач и системе гидросервоуправления. В заключении комиссии
по испытаниям было отмечено, что конструкция танка была совершенно
новой, и ТТТ НТК ГБТУ были полностью выполнены. Однако огневую мощь
танка по сравнению с Т-54 значительно повысить не удалось. Да и главный
конструктор КБ А.А. Морозов считал, что вводить 430-й в серийное
производство нецелесообразно, так как, имея преимущество по ТТХ и
совершенно новую конструкцию по всем системам, новый танк создаст в
армии большие неудобства по эксплуатации, ремонту, обучению личного
состава и снабжению запасными частями. Наиболее важным фактором,
ускорившим создание нового танка, стала информация ГРУ об использовании
на английском танке "Центурион" модификации Мк IX и Мк X, серийное
производство которых ожидалось в 1958-1960 годах, новой 105-мм пушки
L7A1. В боекомплекте пушки имелись бронебойно-подкалиберные снаряды с
отделяющимся поддоном с начальной скоростью 1475 м/с. В перспективе
новая пушка должна была быть установлена и на ранее выпущенные танки
модификаций Мк V и Мк VIII. К 1960 году ожидался запуск в серию нового
американского среднего танка М60 со 105-мм пушкой М68, изготовляемой по
английской лицензии в США.
В 1957 году Франция совместно с ФРГ начала разработку "европейского"
среднего танка по тактико-техническим требованиям для единого танка
вооруженных сил Североатлантического блока. Первоначально
предполагалось, что совместно будет разработан единый танк для армий
Франции и ФРГ. При этом предполагалось, что во Франции и ФРГ, на
конкурсной основе, будут разработаны танки с западногерманским
двигателем, вооруженные французской 105-мм пушкой DEFA. В связи с этим
ГБТУ требовало немедленно повысить огневую мощь средних танков за счёт
установки новой гладкоствольной 115-мм пушки У-5ТС и усилить их
броневую защиту. Начиная с 1957 года в КБ завода № 183 велись работы
над новым танком (объект 165), созданным на базе узлов и агрегатов
танка Т-55, вооруженного 100-мм танковой пушкой Д-54ТС с механизмом
выброса стреляных гильз и усиленным до 240 мм бронированием башни. На
одном из опытных образцов этого танка и была установлена 115-мм
танковая пушка У-5ТС (2А-20). Новая пушка была разработана под
руководством Ф.Ф. Петрова на базе 100-мм танковой пушки Д-54ТС и
отличалась от неё отсутствием дульного тормоза, новой гладкоствольной
трубой, калибр которой был увеличен до 115 мм, ресивером, смещённым
ближе к середине ствола. Остальные элементы пушки были полностью
заимствованы у Д-54. Введение гладкоствольной трубы было обусловлено
целым рядом факторов, среди которых было увеличение давления в канале
ствола в 1,5 - 2 раза по сравнению с Д-25ТС и устранение отрицательного
влияния вращения снаряда на формирование кумулятивной струи. В
боекомплект пушки входили унитарные выстрелы с
бронебойно-подкалибарными, кумулятивными и осколочно-фугасными
оперёнными снарядами.
Средний танк со 115-мм гладкоствольной пушкой получил индекс объект
166. В 1959-60 годах проводились заводские и войсковые испытания новых
танков. В 1962 году оба танка были приняты на вооружение Советской
армии под маркой Т-62 (объект166) и Т-62А (объект 165) и выпускались
серийно. Однако из-за прекращения выпуска 100-мм пушек Д-54ТС была
выпущена лишь небольшая партия Т-62А, после чего завод № 183 полностью
перешел на выпуск танка Т-62. В ходе испытания объекта 166 было
выявленною, что, не смотря на увеличенный объём башни, из-за возросшей
массы выстрела от заряжающего требуются большие физические усилия для
обеспечения скорострельности 4 - 5 выстрелов в минуту. Основным
достоинством танка Т-62 стала его почти полная унификация с серийно
выпускающимися танками Т-54 и Т-55, что облегчало снабжение запасными
частями, упрощало обучение экипажей, а, следовательно, и освоение
нового танка в войсках.
В этот период КБ № 60, не имея на то специального задания, начало
инициативную работу по резкому увеличению ТТХ среднего танка объект
430. В первую очередь на один из опытных образцов 430-го была
установлена новая 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 (2А-21),
разработанная в ОКБ-9.В боекомплект которой входили выстрелы
раздельного заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными и
осколочно-фугасными оперёнными снарядами с частично сгорающей гильзой.
Этому танку был присвоен индекс объект 435. Опытный танк заинтересовал
военных. В результате во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета
Министров СССР № 141-58 от 17 февраля 1961 года Научно-технический
комитет Главного бронетанкового управления Министерства обороны СССР
выдал тактико-технические требования на разработку нового танка,
утверждённые Начальником Танковых войск генерал-полковником П.П.
Полубояровым. Согласно ТТТ цель и задачи проектирования состояли в
следующем:
1. Повышение огневой мощи среднего танка, за счёт установки
гладкоствольной танковой пушки Д-68 калибра 115-мм, с механизированным
заряжанием.
2. Повышение противоатомной и противокумулятивной защиты танка.
3. Повышение маневренных качеств "объекта 430".
4. Боевая масса танка 34 тонны.
5. Экипаж - три человека.
Работа по созданию нового среднего танка велась по пути дальнейшего
совершенствования объекта 430, как обладающего наиболее плотной
компоновкой моторно-трансмиссионного отделения и имеющего достаточно
отработанные и практически проверенные в работе основные узлы:
двигатель, трансмиссию, ходовую часть и другие узлы и агрегаты.
Технический проект танка "объект 432" был завершён в сжатые сроки в
1961 году. Первый опытный образец объекта 432 был изготовлен в сентябре
1962 года, второй - 10 октября того же года. 22 октября 1962 года на
НИИ БТ Полигоне в Кубинке был проведён показ новой техники сухопутных
войск для руководителей Партии и Правительства СССР.
Новый танк Харьковского КБ, выгодно отличавшийся от Т-62 и других
танков, произвёл благоприятное впечатление на Генерального Секретаря ЦК
КПСС Н.С. Хрущёва. Он одобрил новую машину, против которой были
настроены многие военные, особенно Начальник Танковых войск
генерал-полковником П.П. Полубояров. В результате указания Н.С. Хрущёва
работы по танку продолжились. Первые серийные объекты 432 сошли с
конвейера завода имени В.А. Малышева в Харькове в октябре 1963 года, на
сентябрь 1964 года с конвейера сошло 54 танка, а к 1 декабря 1965 года
их количество составило 218 машин. После чего выпуск танков постоянно
увеличивался. Первые танки стали поступать в опытную эксплуатацию на
вооружение 41-й гвардейской танковой дивизии, дислоцированной в Чугуеве
неподалеку от завода в Харькове, выпускавшего эти машины. Это позволяло
оказать квалифицированную заводскую помощь в эксплуатации новых машин.
Объект 432 войсковые испытания прошел успешно. Объект 432 был принят на
вооружение Постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1966 года
под маркой Т-64. Приказ Министра Обороны СССР о принятии танка на
вооружение вышел 2 января 1967 года. Танк Т-64 (объект 432) выпускался
серийно до 1969 года.
Судьба Т-64 напоминает историю создания и принятия на вооружение танка
Т-34 в 1940-41 годах. Так же как и в сороковых годах, консервативные
военные, особенно высший командный состав, воспитанный на устарелых
взглядах времён Великой Отечественной войны, были настроены против
принципиально новой машины. Принятие на вооружение нового танка
требовало коренных изменений в организационно-штатной структуре
танковых частей и соединений, значительного изменения уровня подготовки
как постоянного, так и переменного состава танкистов, и многих других
вопросов как технических и военных, так и политических. Всё это
выражалось в искусственном затягивании принятия объекта 432 на
вооружение под предлогом технического несовершенства двигателя,
трансмиссии, вооружения и системы управления огнём.
Тяжело было расстаться со стереотипами мышления и хорошо отлаженной
системой боевой подготовки, снабжения и комплектования частей, как
личным составом, так и материальной частью. К тому же Т-64 хотя и
превосходил практически по всем основным показателям Т-55 и Т-62 был в
несколько раз дороже, что тоже играло не маловажную роль. Кроме того,
как и все принципиально новые машины Т-64 имел целый ряд "детских
болезней" излечивать которые приходилось в ходе серийного производства.
Танк Т-64 имел сварной корпус с углом наклона лобовых листов в 68о и
скошенными скуловыми листами. Лобовой лист представлял собой
многослойную броневую преграду (броневая сталь, стеклопластик, броневая
сталь), обеспечивающая танка защиту от всех типов
бронебойно-подкалиберных и кумулятивных снарядов и ПТУР, состоявших на
вооружении НАТО. Уже в ходе рассмотрения технического проекта объекта
432 отмечалась возможность рикошета в башню танка бронебойных снарядов,
попадавших в скулы лобового листа, что и подтвердили результаты
обстрела танка. По этому, начиная с 1964 года, на лобовом листе танка
вводилась характерная защита в виде "бровей" перед смотровыми приборами
механика-водителя и на переднем листе крыши корпуса.
Начиная с 1967 года, для упрощения технологии производства
бронекорпусов, танки стали выпускать с прямым лобовым листом и прямой
крышей корпуса. На машинах, выпускавшихся до 1967 года,
механик-водитель имел три смотровых прибора ТНПО-160, а начиная с 1967
гота - один - ТНПО-168. Башня танка литая с резко дифференцированным
многослойным бронированием (броневая сталь, алюминиевый сплав, броневая
сталь) максимальная толщина которой составляла 600 мм. Основное
вооружение танка Т-64 составляла 115-мм гладкоствольная пушка Д-68
(2А-21), впервые оснащенная гидроэлектромеханическим механизмом
заряжания. Ёмкость механизированной укладки, выполненной в виде
конвейера со складывающимися L-образными лотками, составляла 30
артиллерийских выстрелов. Остальные 10 выстрелов размещались в
баке-стелаже и в немеханизированной укладке и предназначались для
быстрого пополнения конвейера. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемёт ПКТ
с боекомплектом в 2000 патронов. Пушка и спаренный пулемёт были
стабилизированы в двух плоскостях благодаря применению
электрогидравлического стабилизатора танкового вооружения2Э-18
"Сирень". Для наведения пушки и спаренного с ней пулемёта применялся
дневной прицел-дальномер ТПД-43Б и ночной прицел ТПН-1-432. Головка
ночного прицела не имела бронировки и в дневное время снималась и
укладывалась в башне за сидением наводчика. Выходное окно прицела при
этом закрывалось броневой крышкой, которая в боевом положении
закреплялась на крыше башни.
Осветитель Л-2АГ ночного прицела и ОУ-3ГК прибора наблюдения командира
танка ТКН-3 устанавливались на задней стенке башни и закрывались
чехлами. По-боевому Л-2АГ устанавливался с лева от пушки, а ОУ-3ГК на
командирской башенке. На Объекте 432 устанавливался форсированный до
700 л.с. пятицилиндровый многотопливный турбопоршневой дизель 5ТДФ,
оснащенный новой, усовершенствованной по сравнению с объектом 430,
эжекционной системой охлаждения. Двигатель был чрезвычайно мал и легок,
но требовал тщательного технического обслуживания и качественных ГСМ.
Кроме того, дизель был высоко оборотистым и работал в очень
теплонагруженном режиме, что требовало при его запуске постоянно
пользоваться котлом подогревателя при температуре окружающего воздуха
от +10 и ниже. В трансмиссии были использованы две семи ступенчатые
планетарные коробки передач, объединенные в один узел с планетарными
бортовыми передачами, и системой гидросервоуправления, заменявшей
девять узлов трансмиссии танка Т-55 (бортовой редуктор "гитару",
главный фрикцион, коробку передач, два планетарных механизма поворота,
два тормоза и два бортовых редуктора), Трансмиссия танка получилась
очень компактной и легкой, на 750 кг легче, чем у Т-55 и состояла из
150 механообработанных деталей вместо 500. Правда, новые БКП стали
камнем преткновения при испытании опытных образцов и потребовали
длительной отладки и введения сложной регулировки системы
гидросервоуправления. Зимой, после длительной стоянки, масло в БКП
замерзало, превращая коробки передач в один сплошной вал.
В результате этого при попытке запуска двигателя танк прыгал вперёд,
что привило к ряду несчастных случаев. Выход был найден лишь путём
двойной откачки масла из БКП перед длительной стоянкой и закачки его
перед запуском двигателя. Ходовая часть танка Т-64 была заимствована у
объекта 430, но получила новые опорные катки с внутренней амортизацией,
изготовляемые из алюминиевого сплава, и новую облегчённую гусеничную
ленту с параллельным резино-металлическим шарниром. В результате этого
масса ходовой части Т-64 составляла лишь 15% от массы танка.
На машинах, выпускавшихся до 1964 года гидравлические,
телескопические амортизаторы устанавливались на 1-м и6-м узлах
подвески, а начиная с 1964 года - на 1-м, 2-м и 6-м узлах. Для усиления
защиты бортов танка от кумулятивных снарядов и уменьшению запылённости
при движении танка с 1967 года на танке стали устанавливаться съёмные
алюминиевые (по три на борт) и не съёмные резиновые щитки. Танки
комплектовались индивидуальным комплектом ЗИП и ОПВТ. Индивидуальный
комплект ЗИП размещался внутри танка и на правой надгусеничной полке в
герметичных ящиках. Съёмные узлы ОПВТ крепились к задней стенке башни
между осветителями ночного прицела и прибора командира танка,
установленными по-походному. Две трубы ОПВТ, уложенные одна в одну
крепились на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Оборудование для
подводного вождения позволяло без ограничений по длине преодолевать
любые водные преграды глубиной до 5м. Параллельно с объектом 432 в
ВНИИ-100 был создан опытный средний танк Т-64Т (объект 003) с
установкой на него вертолетного газотурбинного двигателя ГТД-3ТЛ,
мощностью 700 л.с. Танк прошел испытания в 1963-65 гг., но на
вооружение принят не был по причине не совершенства ГТД.
Начиная с 1961-го года, в КБ различных заводов были разработаны проекты
ракетных танков на базе танка Т-64. Так в 1961 году в КБ ЛКЗ был
разработан проект ракетного танка объект 287, вооруженного ПТУР
"Фаланга" и двумя 73-мм орудиями "Копьё", а в 1962 был построен опытный
образец, правда, вооруженный ПТУР 301П "Тайфун" и двумя 73-мм орудиями
2А-25 "Молния". В 1963 году в том же КБ был разработан и построен
опытный образец ракетного танка объект 288 с газотурбинной установкой
двух ГТД-350. На опытном образце вооружение не устанавливалось. В 1962
году в КБ ЧТЗ под руководством Главного конструктора П.П. Исакова был
создан эскизный проект башенной установки ПТУР "Лотос", а затем и ПТУР
301П "Тайфун". Пусковые установки размещались в двухместных литых
башнях совместно с 73-мм полуавтоматическим орудием. Башенные установки
планировалось устанавливать на базе танка Т-64 (объект 772). В этом же
КБ в 1962 году на базе узлов и агрегатов танка Т-64 (двигатель,
трансмиссия и элементы ходовой части) был разработан ракетный танк
объект 775 и вооруженный 125-мм пусковой установкой для запуска ПТУР
"Рубин" и НУРС "Бур". Экипаж из трёх человек размещался в башне танка.
На объекте 775 устанавливалась гидропневматическая система
подрессоривания со ступенчатым изменением клиренса. Была выпущена
опытная партия. В 1963 году на базе объекта 775 был разработан
усовершенствованный вариант ракетного танка объект 780. Выпущен опытный
образец. Ракетные танки имели ряд серьёзных недостатков: сложность
технических средств и низкая надёжность систем наведения ракет. Кроме
того, ракетные танки были менее эффективны в ближнем бою, чем линейные
средние танки. На вооружение выше упомянутые ракетные танки не
принимались.
В период с 1977-го по 1980 год многие танки Т-64 прошли капитальный
ремонт, в ходе которого они были доведены до уровня Т-64А. В ходе
ремонта танки получили новые средства связи (радиостанции Р-173 вместо
Р-123), усовершенствованную эжекционную систему охлаждения и новую
крышу МТО, систему "Брод", улучшенные системы ПАЗ и ППО с системой
управления 3ЭЦ-11-2 и новую укладку ЗИП и ОПВТ по типу Т-64А. После
капитального ремонта танки получили обозначение Т-64Р (объект 432Р). В
настоящее время небольшое количество танков Т-64Р находится на
вооружении в Сухопутных войсках Вооруженных Сил Украины. Танк Т-64 по
подвижности и броневой защите, точности стрельбы и скорострельности
значительно превосходил танк Т-62, однако, имел одинаковые с ним
параметры по действию 115-мм бронебойно-подкалиберных и кумулятивных
снарядов у цели. К тому же по данным разведки стало известно, что в
Великобритании в конце 50-х годов началась разработка нового танка
F.V.4201 "ЧИФТЕН", предназначенного для замены средних пушечных танков
"ЦЕНТУРИОН" и тяжёлых пушечных танков "КОНКЭРОР".
Новый английский танк должен был быть вооружен новой 120-мм танковой
пушкой TX23 (L11). В ФРГ в начале 60-х годов велись опытные работы по
созданию 120-мм гладкоствольной танковой пушки для перспективных
заподногерманских танков, разработка которых велась параллельно с
проектом единого для США и ФРГ основного боевого танка МВТ-70. В связи
с этим, параллельно с конструкторским сопровождением серийного
производства танка Т-64, в 1963 году началась работа по установке на
танк Т-64 новой 125-мм гладкоствольной танковой пушки Д-81Т.
Технический проект нового танка, которому был присвоен индекс "объект
434", был готов в 1964 году. В этом же году была выпущена установочная
партия в 20 машин, которые 1966 - 1967 годах прошли всесторонние
войсковые испытания. В мае 1968-го года новый танк был принят на
вооружение Советской Армии. Новая 125-мм танковая пушка Д-81Т (2А26)
была разработана в 1962 году на заводе № 172 (г. Пермь) в ОКБ-9 под
руководством Ф.Ф. Петрова. Мощность новой танковой пушки была такова,
что во время полигонных испытаний, которые проводились в 1963 году,
пушка Д-81Т устанавливалась на лафете 203-мм гаубицы Б-4. Установка
новой пушки потребовала существенных изменений в конструкции башни
танка и механизма заряжания, а так же замене дневных и ночных прицелов
и стабилизатора танкового вооружения. Параллельно с этим велись работы
по улучшению других узлов и агрегатов танка и увеличению их надёжности
и технологичности в процессе производства. Проводились исследования,
направленные на дальнейшее повышения уровня броневой защиты танка от
кумулятивных снарядов и воздействия ОМП на экипаж танка. Боевая масса
нового танка возросла до 37 тон.
На танке Т-64А первых серий был установлен новый оптический
прицел-дальномер ТПД-2-1, ночной прицел ТПН-1-43А и стабилизатор
вооружения 2Э-23. Ёмкость нового механизма заряжания 6ЭЦ10 сократилась
до 28 артиллерийских выстрелов, а боекомплект танковой пушки до 37
выстрелов. Танк получил новую крышу МТО, улучшенную эжекционную систему
охлаждения. Изменилось ёмкость, форма и количество наружных топливных и
масляных баков, изменилась укладка ЗИП и ОПВТ. Наружный масляный бак
зимой обогревался за счёт подвода к нему части отработанных выхлопных
газов двигателя. На надгусеничных полках устанавливались съёмные
алюминиевые противокумулятивные щитки (по четыре на борт) и не съёмные
резиновые экраны. Аналогичные щитки и экраны с 1967 года
устанавливались и на объекте 432. С 1 января 1966 года для более
интенсивного конструкторского сопровождения серийного производства
объектов 432 и 434, а так же более эффективного устранения недостатков,
выявленных в ходе испытаний и войсковой эксплуатации танков, КБ-60 и
опытный цех № 190 танкового производства были объединены в
самостоятельное предприятие - "Харьковское Конструкторское бюро по
машиностроению" (ХКБМ).
Начальником и Главным конструктором ХКБМ был назначен А.А. Морозов. В
1966 году на один из опытных танков "объект 434" был перевооружен.
Вместо 125-мм танковой пушки Д-81Т была установлена 125-мм опытная
пушка Д-85 с новым сферическим затвором. Опытный образец танка под
индексом "объект 437" прошёл полигонные испытания, но из-за не надёжной
работы затвора на вооружение принят не был. В связи с принятием решения
правительства о массовом выпуске танков Т-64А на трёх основных танковых
заводах - харьковском заводе тяжёлого машиностроения имени Малышева,
ленинградском Кировском и нижнетагильском Уралвагонозаводе - остро стал
вопрос о силовой установке танка. Двигатель 5ТДФ серийно выпускался
только на заводе имени Малышева. А так как последний не обладал
необходимыми мощностями для выпуска такого количества двигателей,
которое было бы необходимо для выпуска танков на трёх заводах, и
двигатель 5ТДФ в то время имел много рекламаций из войск по надёжности
и ресурсу, требовалось координальное решение этого первоочередного
вопроса.
Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 августа 1966 года
№ 645-205 и от 15 августа 1967 года № 802-266 предписывалось в
1968-1969 годах провести опытные конструкторские работы по отработке
резервного варианта "объекта 434" с двигателем В-45. А 16 апреля 1968
года было принято новое постановление о создании газотурбинной силовой
установки для танка Т-64А. Разработка танка с ГТД поручалась СКБ-2
ленинградского Кировского завода совместно с авиадвигательным КБ имени
Климова и завершилась созданием опытного танка "объект 219 сп.1" и его
усовершенствованного варианта "объект 219 сп.2" - прототипом танка
Т-80. Работы по проектированию резервного варианта МТО для танка
"объект 432" в КБ-60 были начаты ещё в 1961 году. При этом
разрабатывались два варианта с V-образными двигателями Челябинского и
Барнаульского заводов. При обсуждении проектов предпочтение было отдано
МТО с челябинским двигателем В-45. Двигатель В-45 является
усовершенствованным двигателем широко известного семейства двигателей
типа В-2. В 1965 году были изготовлены три опытных танка "объект 436"
на базе танка "объект 432" и в 1966 - 1967 годах прошли всесторонние
испытания в районах Омска и Ленинграда.
По результатам испытаний объектов 436 МТО с двигателем В-45 было
усовершенствованно и установлено на опытный танк "объект 438" на базе
танка Т-64А. В 1968 году в соответствии с Приказом Министра оборонной
промышленности № 594 от 12 сентября 1967 года была выпущена
конструкторская документация для изготовления опытного образца танка
Т-64А с двигателем В-45. А в 1969 году в соответствии с Приказом МОП №
623 от 28 сентября 1967 года было изготовлены и испытаны четыре опытных
образца танка "объект 439". Успешно прошедшие испытания показали, что
вариант танка Т-64А с резервным двигателем В-45 по характеристикам
подвижности полностью соответствует основному варианту. В дальнейшем
техническая документация по объекту 439 была передана в ЦКБ тяжёлого
машиностроения Уралвагонозавода в Нижнем Тагиле, где на её основе были
разработаны опытные танки "объект 172" и его усовершенствованный
вариант "объект 172М" - прототип всемирно известного танка Т-72 "Урал".
В ходе серийного производства танк Т-64А постоянно совершенствовался.
Модернизации подвергались вооружение танка, система управления огнём,
силовая установка, трансмиссия и ходовая часть. Танки оснащались новым
инженерным оборудованием и усовершенствованными средствами связи.
Модернизации подвергались серийные и капитально отремонтированные
танки. В 1971 году на танке установили улучшенный прицел-дальномер
ТПД-2-49, ночной прицел ТПН-1-49-23, модернизированную радиостанцию
Р-123М. Изменилась укладка съёмных узлов ОПВТ. На башне танка, справа,
установлен специальный ящик для съёмных узлов ОПВТ. Изолирующие
аппараты АТ-1 уложены в три ящика, закреплённые на башне танка слева.
Укладка по-походному воздухопитающей и выхлопной труб с крыши МТО
перенесена на кормовую часть башни. В 1972 году на танке была
установлена зенитно-пулемётная установка закрытого типа.
Зенитный пулемёт ТСВТ-12,7 "Утёс" с боекомплектом 300 патронов был
оснащен прицелом ПЗУ-5 и электроприводом 1ЭЦ20 и смонтирован на
командирской башенке. При этом антенный ввод с крыши башни перенесён в
кормовую нишу за люком командира танка. С января 1973 года на танке
Т-64А установлен новый прибор ночного видения ТВН-4ПА вместо ТВНО-2БМ у
механика-водителя и прибор ТНП-165А вместо прибора ВНМ у наводчика, а
так же оборудование для самоокапывания и установки минного трала КМТ-6.
Реле РСГ-10М стартер-генератора заменено на реле РСГ-10М1. В июле 1973
года вместо аппаратуры управления исполнительными приводами систем ПАЗ
и ППО 3ЭЦ11 устанавливается усовершенствованная система 3ЭЦ11-2, а в
левом переднем топливном баке установлен центробежный топливный насос
БЦН-1. В 1974 году проведены работы по усилению броневой защиты башни
танка - применён корундовый наполнитель. С января 1974 года механизм
заряжания получает пульт дублирования для командира танка и улучшенный
визуальный указатель количества выстрелов, загруженных в М3.
Отменен прибор автоблокировки и пульт загрузки П-2 в замен которых
установлен единый пульт загрузки П-3. Для удобства работы с системой
гидропневмоочистки смотрового прибора механика-водителя в правом рычаге
установлена кнопка включения системы ГПО. В апреле 1974 года для
улучшения работы командиру танка с ЗПУ изменена места укладки магазинов
к пулемёту ПКТ и сумок с магазинами к автомату АК-74, изменена
конструкция буксирных крюков с целью возможности использования жёсткой
сцепки, а в мае того же года установлено грязевое уплотнение штоков
гидроамортизаторов. С октября 1974 года на крыше башни справа от
наводчика установлен подпоромер и введены постоянно установленные
элементы герметизации танка для преодолении им водной преграды и
изменены приводы управления жалюзи над радиатором. Введена система
дорожной сигнализации, новый шит контрольных приборов механика-водителя
танка и новое вращающееся контактное устройство ВКУ-330-4 вместо
ВКУ-330-1. В ноябре 1974 года на танке Т-64А устанавливается
модернизированная танковая пушка Д-81ТМ (2А46-1) и стабилизатор
вооружения 2Э28М2. В январе 1975 года изменён дроссель рабочих оборотов
механизма заряжания, а в июне была улучшена электрическая схема МЗ. В
ходовой части танка введены дополнительные резиновые гофрированные
чехлы для защиты штоков гидроамортизаторов, а в системе электрозапуска
двигателя танка пусковое устройство ПУС-10 заменено на ПУС-15Р. Начиная
с апреля 1975 года вместо состава "3,5" баллоны системы ППО заряжают
фреоном 114В2, а в систему питания двигателя топливом введены три
дополнительных наружных топливных бака на правой надгусеничной полке. В
связи с этим изменена укладка ЗИП снаружи и внутри машины.
На танке установлены два ящика для укладки ЗИП - на правой
надгусеничной полке и на корме башни. Ящик для личных вещей экипажа
установлен справа на башне танка. С мая 1975 года для увеличения угл
|
Категория: Танки | Добавил: JOLUDI
|
Просмотров: 1565 | Загрузок: 0
| Комментарии: 2
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Оружейный портал ✭ ✮ ✯ 卐 ϟϟ ╬ |