Основной танк Т-72
СССР
Его разработка началась в 1967 году, когда первый опыт эксплуатации
Т-64 выявил недостаточную надежность двигателя, ходовой части и
механизма заряжания. Учитывая ограниченные возможности по производству
двигателей 5ТДФ и наличие в достаточном количестве в резерве
четырехтактных двигателей В-45, было принято решение установить их на
Т-64. В том же голу был изготовлен и испытан экспериментальный образец
такого танка.
В ходе дальнейшей работы, в 1968-69 голах, были проведены сравнительные
испытания танков Т-64А с двигателем В-45 и эжекционной системой
охлаждения (разработка конструкторского бюро в Харькове) и образцов с
двигателем В-45, автоматом заряжания пушки на 22 выстрела и
вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в
Нижнем Тагиле). Последние показали более высокие результаты.
В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46
мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть новой конструкции.
Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс
“объект 172М”. В 1973 году после войсковых испытаний он был принят на
вооружение под маркой Т-72 и вскоре получил наименование “Урал”.
В соответствии с техническим заданием боевые и технические
характеристики Т- 72 сохранены на уровне танка Т-64А. Несмотря на то,
что он был тяжелее “шестьдесятчетверки” на четыре тонны, разница в
массе по отразилась на характеристиках максимальной скорости, запаса
хода и проходимости, так как емкость топливных баков увеличилась на 100
литров, мощность двигателя стала больше на 80 л.с., а ширина гусеницы -
на 40 мм. Танк совершенствовался в ходе серийного производства. В 1979
году на вооружение был принят модернизированный образец Т-72А, а в 1985
году - танк Т-72Б.
Рассмотрим последнюю модификацию более подробно. Танк имеет
классическую схему общей компоновки с экипажем из трех человек и
поперечным расположением двигателя. Механик-водитель находится в
отделении управления по оси танка. Несмотря на большой угол наклона
верхней лобовой детали корпуса, он в боевом положении размещен сидя,
так как нижняя часть кресла установлена в специальной выштамповке
днища. Забронированный объем отделения управления составляет 2,0 куб. м.
В боевом отделении справа от пушки расположен командир танка, слева -
наводчик. В нижней части боевого отделения установлен вращающийся
транспортер автомата заряжания, форма и размеры которого позволяют
членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в
отделение управления и обратно. Применение автомата заряжания позволило
получить величину забронированного объема боевого отделения 5,9 куб. м.
и высоту танка по крыше башни до 2226 мм.
Моторно-трансмиссионное отделение занимает объем 3,1 куб.м. Для
размещения двигателя толщина листов корпуса в районе МТО уменьшена до
70 мм. По сравнению с танком Т-64А изменена конструкция кормовой части
корпуса и увеличена длина МТО в связи с применением вентиляторной
системы охлаждения и входного редуктора, соединяющего двигатель с
бортовыми коробками передач. Общий забронированный объем танка
составляет 11,0 куб.м.
Основным вооружением является специальная танковая 125-мм
гладкоствольная пушка 2А46М - пусковая установка. Она отличается от
пушки танка Т-64БВ наличием механизма улавливания и выброса поддонов.
Конструкция орудия позволяет производить замену трубы ствола в полевых
условиях без его демонтажа из башни. В затвор введен механизм,
обеспечивающий открывание клина вручную за два такта, что значительно
уменьшило затрачиваемые усилия. Для улучшения точности стрельбы
цилиндры двух тормозов отката закреплены симметрично относительно
канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника.
Конструкция противооткатных устройств обеспечивает не заторможенный
откат до вылета снаряда из канала ствола и позволяет проводить их
проверку в короткие сроки.
Для выверки нулевой линии прицеливания без выхода членов экипажа из
танка пушка оснащена устройством встроенного контроля выверки. Стрельба
ведется артвыстрелами раздельно-гильзового заряжания с бронебойными
подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и
выстрелами с управляемой ракетой, которая имеет боевую кумулятивную
часть. Все артвыстрелы имеют единый заряд с частично сгорающей гильзой.
Поддон гильзы после выстрела при очередном заряжании пушки
автоматически выбрасывается наружу через специальный люк в крыше башни.
Выстрел ЗУБК14 состоит из управляемой ракеты 9М119 и метательного
устройства. Он имеет такие же размеры, как обычный артвыстрел, поэтому
его загрузка в кассету транспортера автомата заряжания не отличается
какими-либо особенностями. Боекомплект пушки размещается во вращающемся
транспортере автомата заряжания (22 выстрела) и в немеханизированных
боеукладках корпуса и башни (23 выстрела).
Комплекс управляемого вооружения 9К120 обеспечивает ведение стрельбы
управляемой ракетой днем с места и с коротких остановок на дальностях
от 100 до 4000 метров. Он имеет помехозащитную полуавтоматическую
систему управления ракетой по лучу лазера. В состав системы управления
огнем входит прицельный комплекс 1А40-1, созданный на базе лазерного
прицела-дальномера ТПД-К1 танка Т-72А. Поле зрения прицела
стабилизировано в вертикальной плоскости. Для ведения огня из танковой
пушки артвыстрелом в ночных условиях и управляемой ракетой днем
используется прицел-прибор наведения 1К13-49, входящий в комплекс
управляемого вооружения 9К120. Он может работать в активном или
пассивном режимах.
Пушка оснащена стабилизатором вооружения 2342-2 с
электрогидравлическим приводом вертикального и электромашинным
горизонтального наведения, что уменьшило пожароопасность в танке по
сравнению с электрогидравлическим приводом. В качестве вспомогательного
вооружения применяются 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный
пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира тапка). Боекомплект
спаренного пулемета составляет 2000 патронов, зенитного пулемета - 300
патронов.
Броневая зашита лобовой части корпуса и башни представляет собой
многослойные комбинированные броневые преграды, которые обеспечивают
неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и
кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. Высокая
стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута установкой навесной
динамической защиты. На тапке установлено 227 контейнеров, из них на
корпусе - 61, на башне - 70 и на бортовых экранах - 96. С 1988 года на
серийных танках Т-72Б применяется встроенная динамическая зашита.
Корпус тапка - сварной, его верхняя лобовая деталь наклонена под углом
68 градусов от вертикали. Башня - литая, ее лобовая часть имеет
переменные углы наклона от десяти до двадцати пяти градусов. Борта
корпуса защищены противокумулятивными экранами. Танк отличается высоким
уровнем противорадиационной защиты за счет применения подбоя и надбоя,
системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа.
Живучесть танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта,
применения ТДА и системы 902Б “Туча” дм постановки дымовых завес,
системы защиты от напалма и быстродействующего противопожарного
оборудования 3ЭЦ1З “Иней”. Танк имеет камуфлирующую окраску и оснащен
оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-б.
На машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный
дизельный двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от
приводного Центробежного нагнетателя. Кроме того, используется
инерционный (волновой) наддув. Мощность двигателя составляет 618 кВт
(840 л.с.). Он приспособлен к работе на дизельном топливе, реактивном
топливе (Т- 1, ТС- 1. Т-2) и автомобильном бензине (А- 66, А-72). Пуск
осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного ча- пуска,
а также от постороннего источника тока или с буксира. Для экстренного
пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного
воздуха.
Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора,
двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет
гидросервоуправление и собственную масляную систему. В системе
подрессориванния применена индивидуальная торсионная подвеска с
гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6 узлах падвески
каждого борта. Диски опорных каткая изготовлены из алюминиевого сплава.
Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки -
внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при
поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.
Танк оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим
преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около
1000 метров. На танке используется комплекс средств связи “Абзац”,
который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р- 173П, блок
антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция работает в
диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее
заранее подготовить десять частот связи. Она обеспечивает дальность
связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по
среднепересеченной местности.
Модификации танка Т-72
Т-72 (1973 г.) - базовый образец.
Т-72К (1973 г.) - командирский танк.
Т-72 (1975 г.) - экспортный вариант, отличался конструкцией броневой
защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов.
Т-72А (1979 г.) - модернизация танка Т-72. Основные отличия:
лазерный прицел- дальномер ТПДК-1, ночной прицел наводчика ТПН-3-49 с
осветителем Л-4, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка
2А46 (вместо пушки 2А26М2), система 9025 запуска дымовых гранат,
система защиты от напалма, система дорожной сигнализации, ночной прибор
ТВНЕ-4Б механика-водителя, увеличенный динамический ход катков,
двигатель В-46-6.
Т-72АК (1979 г.) - командирский танк.
Т-72М (1980 г.) - экспортный вариант танка Т-72А. Он отличался
броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой
коллективной защиты.
Т-72М1 (1982 г.) - модернизация танка Т-72М. Он отличался
дополнительным 16- мм броневым листом на верхней лобовой детали корпуса
и комбинированной броней башни с песчаными стержнями в качестве
наполнителя.
Т-72АВ (1985 г.) - вариант танка Т-72А с навесной динамической защитой.
Т-72Б (1985 г.) -модернизированный вариант танка Т-72А с комплексом управляемого вооружения.
Т-72Б1(1985 г.) - вариант танка Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.
Т-72С (1987 г.) - экспортный вариант танка Т-725. Первоначальное
наименование - танк Т-72М1М. Основные отличия: 155 контейнеров навесной
динамической защиты (вместо 227), бронирование корпуса и башни
сохранено на уровне танка Т-72М1, другая комплектация боеприпасов к
пушке.
Производство и поставки на экспорт
Серийное производство танка организовано на заводе в Нижнем Тагиле.
С 1979 по 1985 год в производстве находился танк Т-72А. На его базе
выпускался экспортный вариант Т-72М, а затем его дальнейшая модификация
- танк Т-72М1. С 1985 года в производстве находится танк Т-72Б, и его
экспортный вариант Т-72С.
Танки серии Т-72 экспортировались в страны бывшего Варшавского
Договора, а также в Индию, Югославию, Ирак, Сирию, Ливию, Кувейт, Алжир
и Финляндию. На базе танка Т-72 были разработаны и приняты в серийное
производство БРЭМ-1, танковый мостоукладчик МТУ-72, инженерная машина
разграждения ИМР-2.
Характеристики БРЭМ-1: Масса - 40 т, экипаж - 3 чел., вооружение -
12,7-мм пулемет, -грузоподъемность крана - 12 тc, тяговое усилие
лебедки - 25 тc (с полиспастом 100 те), мощность двигателя - 618 кВт
(840 л.с.), максимальная скорость - 60 км/ч.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Боевая масса,т |
44,5 |
Экипаж, чел |
3 |
Высота по крыше башни |
2226 мм |
Пушка |
125-мм гладкоствольная - пусковая установка |
Боекомплект |
45 выстрелов |
Типы боеприпасов |
БПС, БКС, ОФС, управляемая ракета |
Комплекс управляемого вооружения |
9К120 |
Управляемая ракета |
9М119 с управлением по лучу лазера |
Дальность стрельбы |
100-4000 м |
Вероятность попадания ракеты в цель при стрельбе с места |
0,8 |
Время полета ракеты на дальность 4000 м |
12 с |
Дальномер |
лазерный |
Стабилизатор |
2342-2 с электромашинным приводом горизонтального наведения |
Заряжание |
автоматическое |
Пулеметы |
один 12,7-мм, один 7,62-мм |
Броневая защита |
комбинированная |
Динамическая защита |
встроенная |
Дымовые гранатометы |
8 шт |
Максимальная скорость |
60 км/ч< |
Запас хода по шоссе |
500 км |
Двигатель |
многотопливный четырехтактный дизель |
Мощность двигателя |
618 кВт (840 л.с.) |
Трансмиссия |
механическая планетарная< |
Подвеска |
торсионная |
Гусеница |
с РМШ (или с ОМШ) |
Глубина преодолеваемой водной преграды с подготовкой |
5 м |