Основной танк М-84
Югославия
В 1983 г. в Югославии началось производство танка, получившего
название М-84, а начиная с 1984 г,. он стал поступать на оснащение
Вооруженных Сил СФРЮ. Танк М-84 был разработан как вариант модернизации
танка Т-72, лицензия на производство которого была закуплена ранее в
СССР. Кроме Югославии, подобная лицензия на производство
самого массового танка современности была у Польши и Чехословакии.
Модернизация танков в этих странах шла в рамках Варшавского Договора и
являлась прерогативой разработчика танка, т. е. КБ "Уралвагонзавода", с
целью стандартизации вооружений стран Договора.
Лицензия на производство танка Т-72 была и у Индии, но
модернизированной этой стороной танк "Аджия" не явился чем-то новым в
мировом танкостроении, так как по ряду показателей и характеристик
уступал первоначальному варианту, танку Т-72. Наш интерес к
югославскому танку М-84 вызван техническими решениями югославских
специалистов, которые первыми начали некоторым образом
кардинально изменять внешний облик танка Т-72, за счет чего танк
приобрел новые технические очертания, значительно расширившие его
тактико-технические характеристики. Боевой вес танка М-84 на начало
серийного производства составлял 41 т, но в ходе дальнейших мероприятий
модернизации по улучшению защищенности и живучести он достиг 44 т.
Следует заметить, что и мощность многотопливного V-образного
двенадцатицилиндрового двигателя В-46, на танке М-84 А, возросла с 780
л.с. до 1000 л. с., что, несмотря на увеличение массы машины, привело к
возрастанию удельной мощности, а стало быть, к улучшению подвижности
машины, ее маршевых возможностей. Увеличение мощности двигателя было
достигнуто за счет установки на него двух турбокомпрессоров. Основным
вооружением танка является 125-мм. Гладкоствольная пушка 2А46
(начальная скорость бронебойно-подкалиберного снаряда составляет 1785
м/с). В качестве вспомогательного используется спаренный с пушкой
7,62-мм пулемет ПКТ и зенитный пулемет НСВТ, калибром 12,7-мм.
Боекомплект к пушке составляет 42 снаряда, 3000 патронов к спаренному
пулемету и 500 к зенитному пулемету. Танк М-84 сохранил классическую
компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. В
носовой части корпуса по середине располагается механик-водитель, а в
башне справа и слева от пушки соответственно командир танка и наводчик.
Заряжание пушки автоматическое с использованием автомата заряжания
(A3). В механизированной боеукладке которого находится 22 выстрела для
пушки. Автомат заряжания выполнен по типу A3 танка Т-72, т. е.
размещение снарядов находится в нижней донной части корпуса танка,
наименее уязвимой в бою, т. к. пространство 70-80 см от земли, как
правило, закрывается маской местности и практически не подвержено
поражению. Распределение и номенклатура функций членов экипажа в целом
соответствует функциональной организации деятельности экипажа
отечественного танка Т-72.
Основным отличием является абсолютно другой алгоритм работы
наводчика танка М-84 в сравнении с наводчиком танка Т-72. Это
достигнуто повышением уровня автоматизации подготовки прицельных
исходных установок для стрельбы, благодаря применению баллистического
вычислителя с датчиком топометеобаллистических параметров, что
значительно упростило функции наводчика при боевой работе. На танке
установлена новая система управления огнем (СУО), разработанная и
изготовленная в Югославии и получившая название SUV М-84. Она
представляет собой современную и более развитую систему чем у танка Т-
72. По оценке наших специалистов идеология построения СУО танка М-84
приближается к СУО современных отечественных танков Т-64 и Т-80. В СУО
реализован ряд оригинальных технических решений, как, например,
безгироскопный прицел с зеркалом, стабилизированный в двух плоскостях,
применение тахометрической системы стабилизации прицела и пушки,
использования для питания системы управления статического напряжения.
Основными режимами работы СУО танка М-84 являются: подготовительный
("Электроника"), полуавтоматический и стабилизации. Кроме указанных, в
СУО реализуются режимы командирского целеуказания и поворота башни
механиком- водителем. В ее состав входят: комбинированный дневной -
ночной прицел - дальномер наводчика DNNS -2, установленный вместо
прицел-дальномера ТПД-1К и совмещающий функции дневного и ночного,
пассивного типа, прицелов с лазерным дальномером, значительно меньший
по внутренним габаритам, чем серийные дневной и ночной прицелы, которые
он заменяет; баллистический вычислитель, в запоминающее устройство
которого введены алгоритмы работы, обеспечивающие автоматическую
выработку углов прицеливания и упреждения, преобразование координат с
учетом крена, программы диагностики и самоконтроля; пульт управления
вычислителем, обеспечивающего выбор типа боеприпаса, ручной или
автоматический ввод дальности до цели, значений продольного и бокового
ветра, температуру воздуха и заряда, атмосферного давления и изменения
начальной скорости снаряда.
На панели пульта расположены два цифровых табло: на верхнем -
указывается значение введенной дальности, на нижнем - значение
вводимого данного в зависимости от положения переключателя ввода
данных; метеорологический датчик, установленный на передней части крыши
башни по ее оси в металлической трубе, из которой с помощью тросикового
привода поднимается в "рабочее" положение сам датчик, включающий в себя
полупроводниковые устройства, измеряющие скорость бокового и
продольного ветра, температуру воздуха и атмосферное давление.
Дополнительно на танке М-84 югославские специалисты установили новую
систему ядерной, химической и биологической защиты DRHT, вместо
отечественной ГО-27, и радиостанцию собственной разработки RD-9, взамен
Р-123. Перископический прицел-дальномер наводчика DNNS-2 содержит три
канала, размещенные в едином корпусе: оптический (дневной) прицельный
канал с двумя фиксированными кратностями увеличения Зх и 7х при углах
поля зрения 20 и 9 град. соответственно; электронно-оптический,
пассивный, прицельный канал ночного видения, созданного на основе
трехкамерного электронно-оптического преобразователя второго поколения
и имеющего при увеличении изображения 8, 5 крат. угол поля зрения 5, 5
град.; канал лазерного дальномера с диапазоном измерения дальности от
200 до 10000 м. Входное окно головки этого прицела защищено броневым
колпаком и откидной бронекрышкой с ручным тросовым приводом. Применение
прицела наводчика, имеющего меньшие габариты и закрепляемого в башне
жестко, облегчило условия его монтажа в башне, снизило трудоемкость
общей сборки и улучшило эргономические показатели рабочего места
наводчика в процессе эксплуатации танка.
На месте ночного прицела наводчика ТПН-3, танка Т-72, установлен
дополнительный однократный смотровой прибор. Оригинальным прибором СУО
М-84 является гироблок, размещенный на люльке пушки снизу. Он содержит
три гиротахометра, два из которых измеряют угловые скорости погрешности
стабилизации орудия в плоскостях вертикального и горизонтального
наведения, а третий - угловую скорость крена и два акселерометра,
измеряющих углы возвышения пушки и крена оси цапф. Гироблок разработан
югославскими инженерами и там же изготовлен. Комплекс приборов
наблюдения танка М-84 включает: комбинированный (дневного и ночного
видения) электронно-оптический прибор наблюдения DNKS-2 командира танка
(вместо ТКН-3); электронно-оптический прибор ночного видения PPV - 2
механика-водителя (вместо ТВНЕ-4 ПА); призменные приборы наблюдения
командира танка, наводчика и механика - водителя TNP-65/160/165/168.
Номенклатура призменных приборов танка М-84 и их установка (места
расположения, шахты, детали крепления) аналогичны танку Т-72.
Комбинированный прибор DNKS-2 предназначен для решения задач поиска,
обнаружения и опознавания целей командиром танка в дневных и ночных
условиях, выдачи целеуказания наводчику, корректировки результатов
стрельбы и измерения углов на местности. Прибор включает в себя:
бинокулярный оптический канал дневного видения в составе двух
идентичных симметрично расположенных оптических ветвей с увеличением 4,
9 крат и углом поля зрения 10 град. каждая; электронно-оптический
псевдобинокулярный пассивный канал ночного видения, созданный на основе
ЭОП с микроканальной пластиной и с углом поля зрения 10 град.
Конструкция и электронно-оптическая схема прибора DNKS-2 по сравнению
со штатным советским прибором ТКН-3 М имеют ряд особенностей: изменение
положения визирной оси прибора в плоскости вертикальной наводки от -8
град. до +12 град. осуществляется за счет поворота головного зеркала, а
не за счет прокачки всего прибора (как в Т-72). Такое техническое
решение предпочтительнее с эргономической точки зрения, особенно в
условиях вибрационных и ударных нагрузок на командира танка,
возникающих при движении танка, а также позволяет увеличить диаметр
объектива канала ночного видения; в приборе используется ЭОП с
равномерным разрешением по поверхности фотокатода, что обеспечивает
одинаковое изображение по всему полю зрения канала ночного видения.
Новшеством при производстве танка явилось применение механической
обработки под сварку кромок и фасок деталей из спецстали для корпуса и
башни, что значительно повысило культуру корпусного производства,
исключило необходимость проведения трудоемких и вредных операций по
зачистке кромок деталей ручными или шлифовальными машинами, снизило
трудоемкость термообработки на операциях отпуска кромок после газовой
резки, создало предпосылки к роботизации сборки узлов под сварку.
Другим нововведением югославских специалистов в конструкцию танка М-84,
явилось применение легко сдвигающихся вперед, вместо съемных на
серийном Т-72, ограждений казенной части пушки со стороны командира
танка и наводчика. Применение сдвигающихся вперед ограждений пушки
снижает время и улучшает условия безопасности регулировочных работ в
зоне казенной пушки. В целом же бронирование танка М-84 идентично танку
Т-72.
В лобовой проекции корпуса и башни применено многослойное бронирование.
Проведенные в Советском Союзе испытания 105-мм американской пушки М68,
установленной на танках М48А5, М60, М1, немецкого танка "Леопард 1",
показали, что английский БПК L-28A1 пробивает 80 мм монолитной брони
средней твердости, установленной под углом 68 град. на дальности 2000
метров. БПК М392А2 американского производства данную преграду не
пробивает. Разнесенные и комбинированные преграды бронебойно-фугасным
снарядом L-35A2 не пробиваются. Все это говорит о том, что бронирование
танка М-84 способно противостоять основной танковой пушке стран НАТО,
имея при этом запас по защите. Большое внимание уделено маскировке
танка. В видимом диапазоне маскировка обеспечивается применением
матового покрытия, которое улучшает параметры его скрытности при
наблюдении в оптические приборы в условиях направленного освещения
(Солнце, Луна, пиротехническая подсветка). На танке применяются съемные
крышки на входных окнах призменных приборов наблюдения, что позволяет
уменьшить вероятность демаскировки танка излучением освещения боевого
отделения в ночных условиях, которое может обнаруживаться
электронно-оптическими прицелами противотанковых средств. Применяемая
на танке М-84 система дистанционной постановки дымовых завес в основном
аналогична по конструктивным признакам отечественной системе 902А
"Туча" и включает 12 пусковых установок под гранаты калибра 81 мм,
размещенных на скулах башни в секторах ±2, 5Е.11, 5 град. с шагом 2, 5
град. в плоскости горизонтальной наводки.
Угол возвышения (45 град.), габариты и масса ПУ такие же, как и у
системы 902А. В то же время система имеет ряд отличий: так в ней
используются дымовые гранаты югославского производства, сходные по
конструктивным данным с гранатами НАТО. Пусковая установка имеет иное
конструктивное исполнение электроконтактного устройства, узла фиксации
гранаты в стволе. Положительным решением является применение
герметизирующей крышки ствола ПУ с цепочкой, обеспечивающей ее
многоразовое использование. В отечественной системе к каждой гранате
прилагается крышка, сбрасываемая при выстреле. Основные узлы шасси,
агрегаты системы охлаждения и смазки двигателя, трансмиссия, привода
управления, ходовая часть, а также вооружение, механизм заряжания,
электрооборудование внешних отличий от отечественного танка Т-72 не
имеют. У нас в стране с сентября 1987 г. по декабрь 1988 г. один из
образцов танка М-84 был, подвергнут всесторонним испытаниям и
исследованиям с целью боевой и эксплуатационной эффективности и
надежности и определения возможности и целесообразности использования
отдельных его конструктивных решений в отечественном танкостроении.
Танк М-84, закупленный в Югославии, был изготовлен на заводе им. Джуро
Джаковича (г. Словенский Брод). Танк поступил во ВНИИТрансмаш 10
декабря 1986 г. Кроме танка, югославская сторона поставила
дополнительную СУО и командирский прибор DNKS-2. Основное внимание в
этих испытаниях было уделено СУО танка и ее влияние на эффективность
стрельбы в дневных и ночных условиях, а также сравнительная оценка по
отношению к отечественному танку Т-72.
У танка М-84 было выявлено преимущество в следующем: значения
начального смещения стабилизированной пушки, статическая и скоростная
погрешность приводов ВН и ГН, зона чувствительности приводов равны
нулю; отсутствует невозвратный люфт прицела по ГН вследствие его
жесткой установки; выверка прицела с пушкой, погрешности передачи углов
от пушки к прицелу, выработка углов прицеливания и поправок к ним для
дневного и ночного прицелов, имеющих единое зеркало, одинаково;
продолжительность подготовки СУО к работе после включения составляет 40
с (на танке Т-72 2 мин 10 с) за счет ускоренного разгона гироскопов и
их автоматического разарретирования и возможности совмещения некоторых
операций; продолжительность перевода комплекса танкового вооружения из
боевого положения в походное и обратно вследствие более удобного
расположения органов управления на танке М-84 составило 3 мин 10 с, в
то время как на танке Т-72, 4 мин 30 с; погрешность выработки поправок
на угловую скорость цели для всех баллистик не превышает 1 угл. мин.
(на танке Т-72 не превышает 1,8 угл. мин). При проведении стационарных
испытаний выявился ряд особенностей работы СУО танка М-84: во всех
режимах работы СУО увод стабилизированной пушки может быть сведен к
нулю с помощью специальных регулировочных потенциометров; в режиме
"электроника" обеспечивается автономно управление линией визирования в
пределах ±95 мрад, по ВН и ±60 мрад. по ГН; при отпускании ладонных
выключателей на пульте управления наводчика пушка и башня автоматически
гидростопорятся.
Вследствие этого, сползание и самоход башни на крене 15 град.
отсутствует. при проведении сравнительных полевых испытаний у танка
М-84 выявлены преимущества по следующим параметрам: при измерении
дальности лазерным дальномером по заэкранированной цели на танке М-84
имеется возможность получения правильного результата путем выбора
наводчиком одного из двух высвечиваемых на табло значений. На танке
Т-72 в этом случае все измерения будут ложными, т. е. до экрана; у
танка М-84 дальномерной частью прицела принимаются и обрабатываются
отраженные световые импульсы от одной или двух целей; ночные каналы
приборов танка М-84 оказались более устойчивыми к действию световых
помех (засветы). В условиях испытаний время потери видимости после
окончания действия помех на М-84 не превышало 4 с, в то время как на
танке Т-72 доходило до 10 с; на танке М-84 обеспечена возможность
измерения дальности до цели, как в дневных, так и в ночных условиях.
На танке Т-72 возможность пользования лазерным дальномером при прицеливании через ночной прицел практически отсутствует; дальность опознавания объектов через ночной прибор механика-водителя танка М-84 превышает дальность опознавания через аналогичный прибор танка Т-72 в среднем в 2,5 раза, что позволило увеличить средние скорости движения в ночных условиях; в прицеле наводчика DNNS-2 дневной, ночной и дальномерный каналы съюстированы на заводе, поэтому измерение дальности до цели, как в дневных условиях, так и ночных не превышает по времени 1 с; при проведении стрельб на эффективность в дневных с места и сходу из обоих танков получены равноценные результаты. Следует отметить, что дальность действительной стрельбы (55% попаданий) при стрельбе с ходу из танка М-84: для БПК-2140 м, для КС-1910 м; при проведении стрельб на эффективность в ночных условиях с места и с ходу частотность попаданий из танка М-84 была в среднем в 1,5 раза выше, что объясняется возможностью на танке М-84 измерять ночью дальность лазерным дальномером.
Заметим также, что со времени проведения испытаний прошло более 10
лет, за которые танк М-84 неоднократно подвергался доработкам и
модернизациям. Помимо увеличения мощности двигателя до 1000 л. с. для
танка М-84А были разработаны две новых СУО FCS-84 и FCS Omega-84.
Имеющих в своей основе новый прицел наводчика SCS-84, у которого, в
частности, пассивный ночной канал прицеливания выполнен на ЭОП 3-го
поколения. В дневной канал прицеливания введена одна фиксированная
кратность увеличения, равная 10. В СУО Omega-84 дополнительно введен
детектор обнаружения лазерного излучения и новый баллистический
вычислитель DBR-84. Кроме выпуска танка М-84 для национальных
вооруженных сил, а их было изготовлено более 500 машин, он
экспортировался в единственную страну, решившую принять этот танк на
вооружение, им стал Кувейт. Заказавший в Югославии в 1989 г. 200 машин,
включая 15 командирских танков.
В заключение хотелось написать, что как бы не развивались в дальнейшем
события на Балканах и в случае сухопутной агрессии против Югославии,
вооруженным силам стран НАТО, их бронетанковым соединениям, придется ой
как не сладко. Ведь в основе бронетанковых частей югославской армии
находится улучшенная и обновленная версия лучшего танка 80-х, танка
Т-72. В условиях резкопересеченной местности Югославии, где значительно
меньшее количество танкодоступных направлений, чем, скажем, в пустынях
Кувейта, американские танки "Абрамс", вес которых достиг 60 т, будут
отличной мишенью для югославских танкистов. Ну а миф, раздутый всему
миру, о том, что "Абрамсы" практически неуязвимы, будет развеян точно
так же, как "легенда" о не сбиваемом и невидимом самолете F-117. В
самом деле, из мирового танкостроения известно, что на бронирование
танков уходит около 50% их общей массы. Тогда получается, что у танка
М1 около 30 т уходит на защиту 21 кубического метра забронированного
объема, а у М-84, 20 т на 11,5 куб. м. Как ни крути, получается далеко
не в пользу супостатов. Не принижая достоинств иракских танкистов,
воюющих на Т-72, добавим ко всему, что югославы это далеко не арабы,
тем более что они на своей родной земле и сражаются за свой дом, за
свою страну.