Разработка вертолета Ми-24 началась в 1967 году. Первый полет опытного
образца состоялся в 1969 году, а в 1971 году начался серийный выпуск этой
машины. Вертолет Ми-24 имеет несколько модификаций: Ми-24Д (1976 год), Ми-24В и
Ми-24П (1980 год). Эти боевые машины выпускались на вертолетных заводах в
Арсеньеве и Ростове с 1971 года по 1991 год. Более чем за 20 лет было построено
2300 вертолетов, которые успешно эксплуатировались и поддерживали боевую мощь
более 20 стран мира. В 1993 году на вооружении армии России состояло около 1500
различных модификаций этих машин. К 1992 году серийный выпуск Ми-24 прекращен,
но вертолет еще не одно десятилетие будет оставаться в строю. Несущая система
Ми-24 создана на базе вертолета Ми-8, но имеет
множество особенностей конструкции: несущий винт меньшего диаметра, но большей
удельной нагрузки, лопасти имеют стеклопластиковую обшивку, многие элементы
конструкции выполнены из алюминиевого сплава. На вертолете установлено полностью
убирающееся в полете трехстоечное шасси, двигатели оборудованы системой для
уменьшения инфракрасного излучения, на воздухозаборники установлены пылезащитные
устройства. В грузовой кабине могут разместиться до восьми десантников. Вертолет
широко применялся во время войны в Афганистане, а также участвовал в боевых
действиях между Ираком и Ираном в начале 1980-х гг. Ми-24 широко экспортировался
и продолжает поставляться во многие страны. К 1991г. было построено более 2300
машин. Рекорды Международной федерации авиации (FAI), установленные
экспериментальным вариантом А-10 вертолета Ми-24, дают некоторое представление о
его возможностях; так, например, 2 сентября 1978 г. вертолет достиг скорости
368,4 км/час.
В состав оборудования входят - оптико-электронная (ТВ для низких уровней
освещенности) обзорно-прицельная система в правом и радиокомандная система
наведения ракет в левом носовых подфюзеляжных обтекателях, пушечный прицел ПКВ
или (на Ми-24В) ИЛС, приемник предупреждения о РЛ облучении, ИК система создания
помех "Липа", система опознавания госпринадлежности, фотокинопулемет, контейнеры
АСО-2 со 132 ЛЦ. Пилотажно-навигационное оборудование включает систему
автоматического управления полетом САУ-В24-1 с автопилотом ВУАГ1-1 для
автоматической стабилизации вертолета по крену, курсу, тангажу, барометрической
высоте и скорости полета. Имеются также автоматические радиокомпасы АРК-15М и
АРК-У2, доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-15Д, радиовысотомер
РВ-5, комбинированная курсовая система "Гребень-1". В состав приборного
оборудования входят командный пилотажный прибор ПКП-72М, указатель крена и
тангажа УКТ-2, радиомагнитный индикатор РМИ-2. Связная аппаратура включает
командные УКВ радиостанции Р-860, Р-863 и Р-828, связную КВ радиостанцию
"Карат", самолетное переговорное устройство СПУ-8. Имеется бортовой регистратор
САРПП-12, для оповещения экипажа об аварийных ситуациях в полете установлена
аппаратура речевых сообщений РИ-65.
На Ми-24Д установлена кабина с тандемным расположением членов экипажа. Летчик
находится в задней кабине и осуществляет управление вертолетом, а оператор -
спереди и способен управлять системой вооружения. Фонари кабины выполнены из
оргстекла с установкой системы герметизации и кондиционирования, позволяющей
выполнять полеты в условиях радиационного и химического заражения. Вертолет
Ми-24Д снабжен установкой УСПУ-24 с дистанционным управлением, оборудованной
четырехствольным пулеметом ЯкБ-12,7 мм с боекомплектом 1400 патронов.
На Ми-24П установлена 30-мм двухствольная пушка ГШ-30 в правом фюзеляжном
обтекателе или спаренная пушка калибра 23 мм в подвижной носовой установке. На
внешних узлах подвешиваются 12 сверхзвуковых ПТУР "Штурм-В" или управляемые
ракеты ближнего воздушного боя Р-60, блоки УБ-32-57 или УБ-20-57 с
неуправляемыми авиационными ракетами С-5 (32*57 мм или 20*57) или блоки с НАР
С-8 (80мм) или с НАР калибра 240 мм, пушечный контейнер УПК-23-250 с пушкой
ГШ-23, контейнеры с пулеметами или гранатометами, до 1500 кг бомб. Вертолет
оснащен оптико-электронной обзорно-прицельной системой, приемником
предупреждения о радиолокационном облучении, системой инфракрасных помех "Липа"
и системой опознавания госпринадлежности. На вертолете установлено
пилотажно-навигационное оборудование, состоящее из системы автоматического
управления САУ-24-1 с автопилотом ВУ-АП-1 для автоматической стабилизации машины
по курсу, крену и тангажу, высоте и скорости. Также имеются автоматические
радиокомпасы АРК-15М и АРК-У2, доплеровский измеритель скорости и угла сноса
ДИСС-15Д, радиовысотомер РВ-5, курсовая система "Гребень-1", УКВ-радиостанция
Р-863, самолетное переговорное устройство СПУ-8, речевой информатор РИ-65 и
бортовой регистратор полетных данных САРПП-12. На вертолетах Ми-24 в 1975 и 1978
годах был установлен ряд мировых рекордов. В вооруженных силах России вертолеты
Ми-24 постепенно заменяются на более современные машины Ка-50, Ми-28 и Ка-52.
До 8 солдат или 4 носилок.
Год принятия на вооружение (Ми-24Д) - 1973
Диаметр главного винта - 17,3 м
Диаметр хвостового винта - 3,91 м
Длина - 17,51 м
Высота - 6,5 м
Масса, кг
- пустого - 8200
- нормальная взлетная - 11200
- максимальная взлетная - 12000
Внутренние топливо - 1500 кг + 1000 опционально
ПТБ - 1200 (4 х 500 л)
Тип двигателя - 2 х ГТД Климов ТВ3-117
Мощность - 2 х 1620 кВт (2 х 2220 л.с.)
Максимальная скорость - 335 км/ч
Крейсерская скорость - 270 км/ч
Практическая дальность - 1000 км
Дальность действия - 224 км
Скороподъемность - 750 м/мин
Практический потолок - 4500 м
Статический потолок - 1500 м
Экипаж - 2 + 1 (опционально) чел.
До 8 солдат или 4 носилок.
1 х 12.7-мм пулемет или 1 х12.7-мм четырехствольный пулемет ЯкБ-12.7 или
23-мм двухствольная пушка ГШ-23Л или 30-мм пушка ГШ-30. Боевая нагрузка - до
2400 кг на 6 узлах подвески: 4 ПУ УВ-32-57 32х55-мм НУР С-5 или 2 ПУ УБ-20-8
20х80-мм С-8 НУР, и 4 ПТУР М-17П Скорпион. или 12 ПТУР Штурм-В или УР
"воздух-воздух" Р-60, или ПУ УВ-20-57 20х55-мм НУР С-5 или 240-мм НУР, или
контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23Л и 250 патронами, контейнеры с
пулеметами или 30-мм гранатометами, или 1500 кг бомб малого калибра в том числе
кластерные, напалмовые, дымовые. Возможно установка поставщика мин ПФМ-1.
Ми-24 - кабина "верандой", вооружение: в носу - подвижная пулеметная
установка HУВ-1 c пулеметом А-12,7, блоки HУРС C-5 и 4 ПТУР 9М17
противотанкового комплекса "Фаланга-М" (внешне - это такие маленькие, с довольно
большим для такой ракеты крылом). Опытные машины.
Ми-24А - практически то же самое (немного удлиннена кабина), только в
серии. Построено около 250 машин. Часть выпущена в учебном варианте Ми-24У. От
боевого он отличался отсутствием носового пулемета, вместо которого в передней
кабине летчика-инструктора были установлены полноценное пилотажно-навигационное
оборудование и стандартные рычаги управления.
Ми-24Б - аналог Ми-24А, кроме вооружения - в носу стояла подвижная
пулеметная установка УСПУ-24 с высокотемпным пулеметом ЯКБ-12,7. В серию не
пошел из-за неудовлетворительного обзора из кабины.
Ми-24В - раздельные кабины, пулемет ЯКБ-12,7 и противотанковый
комплекс "Штурм-В". Однако из-за неготовности комплекса, под который изначально
создавался Ми-24, в серию пошел с комплексом "Фаланга-М" под названием Ми-24Д (с
1973 г. Всего до 1977 г. построили около 350 таких машин). Часть машин выпущена
в варианте Ми-24ДУ, с кабиной инструктора вместо оператора). Hа экспорт Ми-24Д
поставлялся под обозначением Ми-25. Собственно Ми-24В (в том варианте, в котором
он был задуман т.е. с комплексом "Штурм-В": до 8 ракет в длинных цилиндрических
контейнерах) пошел в серию c 1976 года (построено около 1000 машин, на экспорт
шел под обозначением Ми-35).
Ми-24РХР - вариант (на основе Ми-24Д) радиохимической разведки с
концевыми крыльевыми узлами для размещения средств радиационной / химической /
бактериологической разведки и со снятыми оптико-прицельной и радиокомандной
системами в носовых обтекателях.
Ми-24П - аналог Ми-24В, но с неподвижно установленной с правого борта
двухствольной пушкой ГШ-30 (два длинных ствола с коническими насадками на
концах). Пулемет и его прицельный комплекс сняты, поскольку прицеливание
осуществлялось самим вертолетом. В серии с 1981 года, построено 620 машин.
Ми-24ВП - то же, что и Ми-24В, но с подвижной установкой HППУ-23 с
двухствольной пушкой ГШ-23Л вместо пулемета ЯКБ-12,7. В серии был с 1989 года.
Ми-24БМТ - минный тральщик на базе Ми-24А. Снято все вооружение, броня
и крыло. Установлено траловое устройство и доп. топливный бак. Сделан в
единственном экземпляре (1974 год), в серии не был.
Ми-24Р - разведчик химической и радиационной обстановки на базе
Ми-24В. Оснащен контейнерами со спецоборудованием на подкрыльевых пилонах и
дистанционно управляемым экскаватором для взятия проб грунта.
Ми-24К - разведывательно-корректировочный вертолет для сухопутных
войск (также на базе Ми-24В). Построено примерно по полторы сотни Ми-24Р и
Ми-24К.
А-10 - специально обегченный бескрылый вариант Ми-24А для рекордных
полетов (1975 год). В единственном экземпляре.
Ми-24ПС - милицейский патрульно-спасательный вертолет. Известно два
варианта. Один - на базе Ми-24П и вооружен 30-мм неподвижной пушкой ГШ-30К.
Оснащен системой спутниковой связи и комплексом связи, применяемым российским
спецназом. Установлена поисковая фара ФПП-7, громкоговорители и
гиростабилизированный оптический комплекс. Кроме того, в носовой части фюзеляжа
установлен метеолокатор. В грузовой кабине может транспортироваться штурмовая
группа из шести человек. Для облегчения десантирования на фюзеляже вертолета
установлены поручни, захваты и зацепы (одновременно по канатам могут опускаться
на землю четыре человека), а также бортовая лебедка ЛПГ-4. Второй Ми-24ПС не
оснащен метеолокатором и пулеметно-пушечным вооружением. Крыло меньшего размаха,
под которым на пилонах крепятся два подвесных топливных бака. В носовой части
фюзеляжа машины в подвижном шарообразном контейнере установлен тепловизор,
служащий для поиска объектов ночью. Имеются мощные громкоговорители.
Ми-24ВМ - проект модернизации существующих Ми-24ВП с новым РЭО,
комплексом вооружения "Атака-В" + возможностью подвески ракет класса
"воздух-воздух" комплекса "Игла-В", рулевым винтом по типу Ми-28 и рядом
доработок по планеру.
Ми-24Л - вариант с отрицательным поперечным V крыла, на концах
которого расположены пилоны для подвески ракет, и с размещением (на вертолетах
позднего выпуска) рулевого винта слева по борту (вместо прежнего правого
размещения).
Ми-25 - экспортный вариант вертолета Ми-24Д.
Ми-35 - экспортный вариант Ми-24В.
Ми-35П - экспортный вариант Ми-24Д.
|