Первый вариант вертолета Ми-8 с четырехлопастным несущим винтом был испытан в
1962 году. В октябре 1963 года начал проходить испытания второй вариант с
пятилопастным несущим винтом, который в конце 1965 года был принят в серийное
производство. Ми-8 превосходит вертолет Ми-4 по
максимальной грузоподъемности в 2,5 раза и по скорости в 1,4 раза. Трансмиссия
вертолета Ми-8 аналогична вертолету Ми-4. Лопасти
несущего винта цельнометаллические. Они состоят из полого лонжерона,
спрессованного из алюминиевого сплава. Все лопасти несущего винта оснащены
пневматической сигнализацией повреждения лонжерона. В системе управления
используются мощные гидроусилители.
Ми-8 оборудован противообледенительной системой, которая работает как в
автоматическом, так и в ручном режимах. Система внешней подвески вертолета
позволяет перевозить грузы массой до 3000 кг. При отказе одного из двигателей в
полете другой двигатель автоматически выходит на повышенную мощность, при этом
горизонтальный полет выполняется без снижения высоты. Ми-8 оборудован
автопилотом, обеспечивающим стабилизацию крена, тангажа и рыскания, а также
постоянную высоты полета. Навигационно-пилотажные приборы и радиосредства,
которыми оснащен вертолет, позволяют совершать полеты в любое время суток и в
сложных метеоусловиях.
Вертолет, в основном, используется в транспортном (Ми-8Т) и пассажирском
вариантах. В пассажирском варианте Ми-8П оборудован для перевозки 28 пассажиров.
По специальному заказу, в Казани, может быть изготовлен вариант с салоном
"люкс", рассчитанный на семь пассажиров. Выполнены заказы для Б. Ельцина, Н.
Назарбаева, М. Горбачева и других. Военный вариант Ми-8Т имеет пилоны для
подвески вооружения (НУР, бомбы). Следующая военная модификация Ми-8ТВ имеет
усиленные пилоны для подвески большого количества вооружения, а также пулеметную
установку в носовой части кабины. За счет перестановки РВ на левую сторону была
увеличена его эффективность.
Ми-8МТ - последняя модификация вертолета, которая явилась логическим
завершением перехода от транспортного к транспортно-боевому вертолету.
Установлены более современные двигатели ТВЗ-117 МТ с дополнительной
газотурбинной установкой АИ-9В и пылезащитным устройством на входе в
воздухозаборники. Для борьбы с ракетами типа "земля-воздух" имеются системы
рассеивания горячих газов двигателей, отстрела ложных тепловых целей и генерации
импульсных ИК-сигналов. В 1979-1988 гг. вертолет Ми-8МТ принимал участие в
военном конфликте в Афганистане.
В состав оборудования входят - командные УКВ радиостанции Р-860 и Р-828,
связные КВ радиостанции Р-842 и "Карат", самолетное переговорное устройство
СПУ-7. Четырехканальный автопилот АП-34Б для автоматической стабилизации
вертолета по тангажу, крену, курсу и высоте полета. Оборудование для полетов по
приборам в СМУ днем и ночью, включающее два авиагоризонта АГБ-ЗК, два указателя
частоты вращения НВ, комбинированную курсовую систему ГМК-1А, автоматический
радиокомпас АРК-9 или АРК-У2, радиовысотомер РВ-З. На Ми-8Т имеется аппаратура
речевых сообщений РИ-65 для оповещения экипажа об аварийных ситуациях в полете.
На военных вариантах Ми-8МТ установлены станция ИК помех "Липа",
экранновыхлопные устройства для подавления ИК излучения двигателей, контейнеры с
ЛЦ, кабина экипажа бронирована. По желанию заказчика устанавливается система
внешней подвески грузов и лебедка грузоподъемностью 150 кг.
Год принятия на вооружение - 1966
Диаметр главного винта - 21,29 м
Диаметр хвостового винта - 3,91 м
Длина - 18,22 м
Высота - 5,65 м
Масса, кг
- пустого - 7260
- нормальная взлетная - 11100
- максимальная взлетная - 12200
Внутренние топливо - 1450 + 1420 кг
Тип двигателя - 2 ГТД Климов ТВ2-117А (ТВ3-117МТ)
Мощность - 2 х 1710 л.с. (2 х 3065 л.с.)
Максимальная скорость - 260 км/ч
Крейсерская скорость - 225 км/ч
Практическая дальность - 1200 км
Дальность действия - 465 км
Практический потолок - 4500 м
Статический потолок - 1900 м Экипаж - 2-3 чел
28 пассажиров или 32 солдата или 12 носилок с сопровождающими или 4000 кг
груза в кабине или 3000 кг на подвеске.
1 7.62-мм или 12.7-мм пулемет. Боевая нагрузка - 1000 кг на 4 узлах
подвески: 4 ПУ УВ-16-57 16х55-мм или УВ-32-57 32х57-мм, или 4 250-кг бомбы, или
6 ПТУР Малютка или 4 ПТУР М-17П Скорпион.
Ми-8Т (Hip-C) - основная военно-транспортная модификация.
Ми-8ТВ - модернизированная версия с усиленным вооружением.
Ми-8ТВК - экспортная версия Ми-8ТВ с 6 ПТУР Малютка.
Ми-9 - летающий командный вертолет на базе Ми-8Т.
Ми-8СМВ - вертолет РЭБ и РЭР.
Ми-8ППА - модернизированный варинт Ми-8СМВ в роли связного вертолета и
вертолета РЭР.
Ми-8МТ - транспортно-боевой вертолет на базе Ми-8ТВ (1991 г.).
|