Ракетный подводный крейсер с крылатыми ракетами. Проект 945 "Барракуда", 945А "Кондор", 945Б "Марс"
1. История проекта 945
Параллельно с работами по проектированию многоцелевых атомных
подводных лодок второго поколения, в ведущих конструкторских бюро
страны, отраслевых и флотских научных центрах, велись поисковые работы
по АПЛ третьего поколения. В частности, Горьковское (ныне
Нижегородское) ЦКБ-112 “Лазурит” в начале 60-х годов разработало
предэскизный проект под номером 673 — многоцелевую атомную подводную
лодку, в конструкции которой было заложено много передовых решений —
полуторакорпусная схема, обводы, оптимальные с точки зрения
гидродинамики (без ограждения рубки), одновальная энергетическая
установка с одним реактором и т. п. В дальнейшем работы по новым
многоцелевым АПЛ в Горьком были продолжены. Одна из таких проработок и
была в 1971 году положена в основу проекта первого Cоветского атомохода
3-го поколения.
Расширение боевых возможностей американского флота — в первую
очередь, его подводной составляющей, развивавшейся в 1960-80-х гг.
наиболее динамично, требовало резкого увеличения противолодочного
потенциала советского ВМФ. В 1973 году в нашей стране в рамках
комплексной программы “Аргус” была разработана концепция
противолодочной обороны страны, В рамках этой концепции ЦНПО “Комета”
(генеральный конструктор А.И.Савин) началась реализация программы
создания комплексной системы освещения обстановки “Нептун” (КСОПО
“Нептун”), включающей:
- центральное звено системы — центр сбора, обработки, отображения и распределения информации, отражения
- стационарные системы освещения подводной обстановки, работающие по различных физическим полям ПЛ
- гидроакустические буи, выставляемые в океанах кораблями и самолетами
- космические системы обнаружения подводных лодок по различным демаскирующим признакам
- маневренные силы, включающие самолеты, надводные корабли и подводные
лодки. При этом атомные многоцелевые подводные лодки нового поколения,
обладающие повышенными поисковыми возможностями, рассматривались как
одно из важнейших средств обнаружения, слежения и (после получения
соответствующей команды) уничтожения субмарин противника.
Тактико-техническое задание на разработку большой атомной многоцелевой
подводной лодки было выдано в марте 1972 г. При этом ВМФ ставилась
задача ограничить водоизмещение в пределах, обеспечивающих
строительство кораблей на внутренних заводах страны (в частности — на
Горьковском заводе “Красное Сормово”). Основным назначением новых АПЛ
проекта 945 (шифр “Барракуда”) должно было стать слежение за ракетными
подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального
противника, а также гарантированное уничтожение этих целей с началом
боевых действий. Главным конструктором проекта являлся И.И.Кваша, а
главным наблюдающим от ВМС - И.П.Богаченко.
Принципиально важным элементом новой АПЛ было применение для
изготовления прочного корпуса титанового сплава с пределом текучести
70-72 кгс/мм2, обеспечивающего увеличение предельной глубины погружения
в 1,5 раза по сравнению с АПЛ второго поколения. Использование
титанового сплава высокой удельной прочности позволяло за счет
уменьшения массы корпуса сэкономить на водоизмещении лодки до 25-30%,
что делало возможным постройку АПЛ в Горьком и транспортировку ее
внутренними водными путями. Кроме того, титановая конструкция позволяла
резко уменьшить магнитное поле корабля (по этому параметру атомоходы
945 проекта сохраняют мировое лидерство среди подводных лодок и в
настоящее время).
Однако использование титана вело к существенному росту стоимости
АПЛ и по технологическим причинам ограничивало число строящихся
кораблей, а также число предприятий судостроения, участвующих в
программе (технология постройки титановых корпусов не была освоена в
Комсомольске-на-Амуре).
По сравнению с АПЛ предыдущего поколения торпедно-ракетный
комплекс новой лодки должен был обладать вдвое увеличенным боезапасом,
возросшей, за счет применения новых боеприпасов и усовершенствованной
системы целеуказания, дальностью стрельбы (в три раза для ракето-торпед
и в 1,5 раза — для торпед), а также повышенной боеготовностью (время
подготовки к стрельбе первым залпом сокращалось в два раза).
В декабре 1969 г. в ОКБ Минавиапрома “Новатор” под руководством
главного конструктора Л.В.Люльева начались работы по созданию новых
противолодочных ракетных комплексов второго поколения “Водопад” (калибр
533 мм) и “Ветер” (650 мм), предназначенных, в первую очередь, для
оснащения перспективных АПЛ 3-го поколения. В отличие от своего
предшественника, ПЛРК “Вьюга-53”, “Водопад” должен был комплектоваться
как специальной боевой частью, так и самонаводящейся малогабаритной
торпедой УМГТ-1 (разработчик НПО “Уран”) с дальностью реагирования по
акустическому каналу 1,5 км, дальностью хода до 8 км и максимальной
скоростью 41 уз. Использование двух типов комплектации значительно
расширяло диапазон применения оружия. По сравнению с комплексом
“Вьюга-53”, у “Водопада” резко возрастала максимальная глубина старта
ракеты (до 150 м), увеличивался диапазон дальностей стрельбы (с глубин
20-50 м - 5-50 км, со 150 м - 5-35 км), существенно умень�?алось время
предстартовой подготовки (10 с).
“Ветер”, имеющий в два раза большую, чем у “Водопада”,
максимальную дальность, также мог комплектоваться как торпедой УМГТ,
так и ядерной боевой частью. Комплекс “Водопад” под индексом РПК-6
поступил на вооружение ВМФ в 1981 году (им оснащались не только АПЛ, но
и надводные корабли), а “Ветер” (РПК-7) - в 1984 году.
Еще одним новым типом оружия, внедренным на АПЛ 3-го поколения,
стала телеуправляемая самонаводящаяся в двух плоскостях торпеда типа
ТЭСТ-71. Она была предназначена для поражения подводных лодок и
оснащена активно-пассивной гидроакустической системой самонаведения,
которая совместно с системой телеуправления по проводам обеспечивала
наведение на цель в двух плоскостях. Наличие системы телеуправления
позволяло осуществлять контроль за маневрированием торпеды и работой
аппаратуры самонаведения, а также управлять ими в процессе выстрела.
Оператор на борту АПЛ, в зависимости от складывающейся тактической
ситуации, мог запретить самонаведение торпеды или перенацелить ее.
Электрическая силовая установка обеспечивала движение торпеды в
двух режимах — поисковом (на скорости 24 узла) и режиме сближения (40
узлов) с многократным переключением режимов. Максимальная дальность
хода (в зависимости от преобладающей скорости) находилась в пределах
15-20 км. Глубина поиска и поражения цели составляла 2—400 м. По уровню
скрытности применения ТЭСТ-71 значительно превосходила американскую
торпеду Мк.48 с поршневым двигателем, хотя последняя, при сопоставимой
дальности, обладала несколько большей скоростью хода (50 узлов).
Для освещения подводной и надводной обстановки и целеуказания
оружию было решено применить усовершенствованный гидроакустический
комплекс МГК-503 “Скат”. Благодаря мерам по снижению шумности АПЛ и
уменьшению собственных помех при работе ГАК дальность обнаружения целей
по сравнению с АПЛ второго поколения увеличилась более чем в два раза.
Новые системы радиоэлектронного вооружения позволили уменьшить
предельную ошибку в определении места в пять раз, а также существенно
увеличить интервалы между всплытиями для определения координат.
Дальность связи возросла в два раза, а глубина приема радиосигналов - в
три раза.
Для отработки вопросов прочности и технологии заводом “Красное
Сормово” были построены натурный отсек из титанового сплава, а также
полунатурный отсек из другого, более прочного сплава титана,
предназначенного для использования на перспективных сверхглубоководных
АПЛ. Отсеки были доставлены в Северодвинск, где в специальной
док-камере прошли статические и усталостные испытания.
АПЛ 945-го проекта предназначена для ведения борьбы не только с
ракетными подводными лодками противника, но и с надводными кораблями из
состава авианосных соединений и ударных группировок. Повышение боевого
потенциала достигалось за счет усиления ракетно-торпедного и торпедного
вооружения, прогресса в развитии систем обнаружения, целеуказания,
связи, навигации, внедрения информационно-управляющих комплексов, а
также улучшения основных тактико-технических элементов — скорости,
глубины погружения, маневренности, скрытности, надежности и живучести.
Подводная лодка проекта 945 выполнена по двухкорпусной схеме.
Легкий корпус имеет эллипсоидную носовую и веретенообразную кормовую
оконечности. Закрытие забортных отверстий осуществляется при помощи
шпигатных затворов и кингстонов на всех цистернах главного балласта.
Прочный корпус, выполненный из титанового сплава, имеет
относительно простые формообразования - цилиндрическая средняя часть и
конические оконечности. Концевые переборки — сферические. Конструкция
крепления к корпусу прочных цистерн исключает изгибные напряжения,
возникающие при обжатии лодки на глубине.
Корпус лодки разделен на шесть водонепроницаемых отсеков. Имеется
система аварийного продувания двух цистерн главного балласта с помощью
продуктов сгорания твердого топлива.
Экипаж лодки — 31 офицер и 28 мичманов, для которых созданы
относительно хорошие условия обитаемости. АПЛ оборудована всплывающей
спасательной камерой, способной вместить весь ее экипаж.
Главная энергетическая установка номинальной мощностью 43.000 л.
с. включает один водоводяной реактор ОК-650А (180 мВт) и один
паро-зубчатый агрегат. Реактор ОК-650А имеет четыре парогенератора, по
два циркуляционных насоса для первого и четвертого контуров, три насоса
третьего контура.
Лодка оснащена двумя турбогенераторами переменного тока, двумя
питательными и двумя конденсаторными насосами. Для обслуживания
потребителей постоянного тока имеется две группы аккумуляторных батарей
и два обратимых преобразователя.
Гребной многолопастный винт обладает улучшенными
гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения.
В случае выхода из строя главной энергетической установки для
последующего ее ввода предусмотрены аварийные источники электроэнергии
и резервные средства движения. Имеются два дизель-генератора ДГ-300 с
обратимыми преобразователями (2 х 750 л. с.) с запасом топлива на 10
суток работы. Они предназначены для выработки постоянного тока для
гребных электродвигателей и переменного — для общекорабельных
потребителей.
Для обеспечения движения под водой со скоростью хода до 5 узлов
АПЛ оборудована двумя гребными электродвигателями постоянного тока
мощностью по 370 кВт, каждый из которых работает на свой винт.
Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-503 “Скат-КС” (с
аналоговой обработкой информации). Комплекс связи “Молния-М” включает
систему спутниковой связи и буксируемую антенну “Параван”.
Комплекс ракетно-торпедного вооружения и боевая
информационно-управляющая система обеспечивают одиночную и залповую
стрельбу без ограничений по глубине погружения (вплоть до предельной).
В носовой части корпуса установлено четыре 533-мм и два ТА калибром 650
мм. В боекомплект входит до 40 единиц оружия — ракето-торпеды и торпеды.
Головная лодка 945-го проекта, К-239 “Карп”, была заложена в
Сормово 8 мая 1982 г., спущена на воду 29 июля 1983 г. и вступила в
строй 21 сентября 1984 г. Второй однотипный корабль, К-276 “Краб”, был
заложен в августе 1983 г. и спущен на воду в апреле 1984 г. АПЛ вошла в
состав ВМФ осенью 1987 г. В 1996 году К-276 (командир капитан 1 ранга
В. Соколов) было присвоено более благозвучное название — “Кострома”.
Дальнейшим развитием лодки проекта 945 стала АПЛ проекта 945А
(шифр “Кондор”). Ее основным отличием от кораблей предыдущей серии был
измененный состав вооружения, включавший шесть 533-мм торпедных
аппаратов. В боекомплект лодки были включены стратегические крылатые
ракеты “Гранат”, предназначенные для поражения наземных целей на
дальности до 3000 км. Лодку оснастили и восемью комплектами ПЗРК
самообороны “Игла”.
Число водонепроницаемых отсеков возросло до семи. Лодка получила
усовершенствованную энергетическую установку мощностью 48.000 л. с. с
реактором ОК-650Б (190 мВт). В выдвижных колонках разместили два
подруливающих устройства (по 370 л.с.). По уровню демаскирующих
признаков (шумности и магнитному полю) лодка проекта 945А стала самой
малозаметной в Cоветском флоте.
Первый усовершенствованный корабль, К-534 “Зубатка”, был заложен в
Сормове в июне 1986 г., спущен на воду в июле 1988 г. и вступил в строй
28 декабря 1990 г. В 1995 году “Зубатку” переименовали в “Нижний
Новгород” (командир капитан 1 ранга И. Воронков). Затем последовал
К-336 “Окунь” (заложен в мае 1990 г., спущен в июне 1992 г. и вошел в
строй в 1993 году). В 1995 г. эта АПЛ была переименована в “Псков”.
Пятая АПЛ, строившаяся по усовершенствованному проекту 945Б
(“Марс”) и по своим характеристикам практически соответствующая
требованиям к лодкам 4-го поколения, была разрезана на стапеле в 1993
году.
11 февраля 1992 г. у острова Кильдин, в территориальных водах
России, К-276 (командир капитан 2 ранга И. Локоть) столкнулась а
американской АПЛ “Батон Руж” (тип “Лос-Анджелес”), пытавшейся
осуществлять скрытное слежение за российскими кораблями в районе
проведения учений. В результате столкновения “Краб” отделался
повреждениями рубки (имеющий ледовые подкрепления). Положение
американского атомохода оказалось значительно более тяжелым, он с
трудом сумел дойти до базы, после чего было принято решение не
ремонтировать лодку, а вывести ее из состава флота.
Все большие АПЛ проектов 945 и 945А в настоящее время продолжают
нести службу на Северном флоте в составе 1-й флотилии подводных лодок
(место базирования - Ара-губа) кроме Б-239 “Карп”, которая в 1998 г.
выведена из боевого состава.
2. Основные ТТХ ПЛАРК пр.945
Длина наибольшая
|
107 м
|
Ширина наибольшая
|
12,2 м
|
Осадка по КВЛ
|
8,8 м
|
Водоизмещение нормальное
|
6300 т
|
Водоизмещение полное
|
9100 т
|
Глубина погружения рабочая
|
480 м
|
Глубина погружения предельная
|
550 м
|
Скорость полная надводная
|
19 узл
|
Скорость полная подводная
|
35 узл
|
Экипаж
|
60 чел.
|
3. Источники
- В.П. Кузин, В.И. Никольский "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991" ИМО Санкт-Петербург 1996
- В.Е. Ильин, А.И. Колесников "Подводные лодки России:
Иллюстрированный справочник" ООО "Издательство Астрель", ООО
"Издательство АСТ" 2002.
- А.Н. Гусев "Подводные лодки с крылатыми ракетами" Санкт-Петербург. 2000г.
|