Кажется, я знаю, как поднять отечественную автостроительную
промышленность – надо строить мобильные ядерные реакторы. Нет, вы не
ослышались. Именно мобильные атомные реакторы.
Альтернативные
источники энергии теперь очень популярны, а опыт второй мировой войне
показывает, что ГАЗ может очень быстро перейти с производства
автомобилей на производство танков. Налаживание серийного производства
таких портативных атомных электростанций, которые производились в
России до катастрофы в Чернобыле, тоже не займёт много времени. ТЭС-3 строились на платформе танка Т10 и выдавали 8.8 мегаватт энергии.
Так что ГАЗ мог бы строить танки, решая проблемы загрязнения окружающей среды, вечной нехватки энергоносителей и плохих автомобилей.
Как видно, существовали ещё и версии на колёсной платформе.
Этот шар и есть реактор.
В
Советском Союзе проводились разработки по использованию небольших
атомных электростанций для отдаленных областей, расположенных далеко от
систем электропитания. К примеру, области Дальнего Севера, сибирской тайги и Дальнего Востока. В этих областях строят обычно дизельные или тепловые электростанции, которые работают на привозимом жидком или твердом топливе.
Однако
существуют большие трудности, связанные с поставкой топлива в эти
области. Поэтому, даже сегодня в этих областей целесообразно
использование маленьких атомных электростанций.
В 1961 - 1963 годах были построены две небольших атомных электростанции: ТЭС-3 с водо-водяным реактором и антарктическая реакторная блочная установка АРБУС, с ядерным реактором с органическим замедлителем.
ТЭС расшифровывается как транспортабельная атомная электростанция.
Атомная электростанция ТЭС-3, с водо-водяным реактором и мощностью в 1 500 киловатт эксплуатировалась в 1961 году в Обнинске.
Очень важно, что
постройка и настройка атомных электростанций, предназначенных для
использования в отдалённых районах, происходит не на самом месте
операции. В этом отношении электростанция ТЭС-3
служит хорошим примером: она поставлялась с завода-изготовителя уже в
готовом к работе состоянии.
Фактически, всё
оборудование электростанции ТЭС-3 заключено в четырех больших блоках и
размещено на четырёх гусеничных платформах с корпусами автомобильного
типа. Это позволяет управлять электростанцией ТЭС-3, не строя
специальные здания, а подготовка строительной площадки сокращено,
главным образом, до договоренности по биологическому ограждению. Общая
масса оборудования завода ТЭС-3 составляет 210 тонн.
Вес и размеры платформ облегчают их транспортировку по железной дороге. Работа электростанции завода ТЭС-3в 1961 году подтвердила свою надежность, хорошую управляемость и легкое обслуживание.
В настоящее время
транспортабельная атомная электростанция используется в качестве основы
для разработок электростанций подобного типа.
ХарактеристикиАЭС:
Тепловая мощность: 8,800 кВт
Электрическая мощность: 1,500 кВт
КПД: 17%
Охладитель: обычная вода
Скорость течения охладителя: 1,000 м3/час
Давление охладителя: 130 атмосфер
Температура охладителя на входе: 270° C
Температура охладителя на выходе: 300°C
Давление пара: 20 атмосфер
Температура пара: 280°C
Продолжительность кампании ядерного реактора: 250 дней