Описание самолета
Первый опыт современной гражданской войны накоплен, конечно,
в Афганистане. И он сразу показал недостаточную эффективность авиации. Помимо
неподготовленности летчиков и недостатков тактики, характеру противопартизанской
войны слабо соответствовали сами самолеты. Сверхзвуковым
истребителям-бомбардировщикам, созданным для европейского ТВД, оказалось не
развернуться в горных теснинах, а их сложное прицельно-навигационное
оборудование -практически бесполезным при поиске малозаметного противника.
Возможности самолетов оставались невостребованными, а результативность их ударов
- низкой.
Подходящей машиной оказался лишь штурмовик Су-25 -
маневренный, послушный в управлении, отлично вооруженный и защищенный. Весной
1980-го первые опытные самолеты Т-8-1Д и Т-8-3 прошли испытания в Афганистане,
"в условиях, максимально приближенных к боевым", получившие шифр "Операция
"Ромб". В ходе отработки самолета и вооружения летчики Н. Садовников, А. Иванов
(от ОКБ П. О. Сухого), В. Соловьев и В.
Музыка (от НИИ ВВС) выполнили ровно 100 полетов, 30 из которых были зачтены в
программу госиспытаний. Руководил группой зам. начальника НИИ ВВС В. Алферов, а
его заместителем был ведущий конструктор ОКБ по самолету Ю. Ивашечкин. По итогам
опробования в Афганистане самолет получил высокую оценку военных, и, едва
завершилась программа испытаний, в феврале 1981 г. начали формирование первой
строевой части на Су-25 - 80-го отдельного штурмового авиаполка (ОШАП) в
Ситал-Чае на каспийском побережье в 65 км от Баку. Близость завода-изготовителя
упрощала освоение машины и решение проблем, связанных с началом эксплуатации.
Находившийся неподалеку полигон ЗакВО должен был помочь летчикам освоить
пилотирование в горной местности - ни для кого не являлось секретом, что часть
готовится к отправке в ДРА. Первые 12 серийных Су-25 полк получил в апреле.
Поначалу "Конек-горбунок" на толстеньких колесах не вызвал энтузиазма среди
летчиков, и отнюдь не от недоверия к новой технике: переходя на штурмовик, они
лишались "сверхзвукового" пайка и прибавки к окладу.
("Конек-горбунок" - это прозвище Су-25 успел получить
от министра авиапромышленности П. В. Дементьева). Потребность в Су-25 была очень
велика, и прилетевший 28 апреля 1981 г. в Ситал-Чай заместитель Главкома ВВС А.
Н. Ефимов поставил задачу: в срочном порядке подготовить для работы в ДРА
эскадрилью на базе имеющихся машин. Командиром 200-й отдельной штурмовой
авиаэскадрильи (ОШАЭ) назначили заместителя командира полка по летной подготовке
А. М. Афанасьева. Для ускорения переучивания привлекли летчиков-испытателей и
инструкторов Липецкого центра боевой подготовки ВВС - "высшей школы" военных
летчиков, а часть сдаточных испытаний и настройку бортового оборудования еще
"полусырых" машин провели на полигоне НИИ ВВС, располагавшим богатой
контрольно-проверочной базой и знающими специалистами.
19 июля 1981 г. 200-я эскадрилья, работу которой
закодировали названием "Операция "Экзамен" (другое название "Операция "Ромб-2")
прибыла в ДРА. Местом базирования выбрали Шинданд, крупную авиабазу, уже
обкатанную Су-25 в ходе испытаний 1980 г. Шинданд находился в относительно
спокойном, по сравнению с центральными и восточными провинциями, районе, и среди
других афганских аэродромов считался низинным -
его почти трехкилометровая бетонка располагалась на высоте 1150 м и была более
чем достаточной для Су-25.
Штурмовикам Шиндандской авиабазы предстояло
поддерживать дислоцированные в этих местах советские 5-ю мотострелковую дивизию,
которой тогда командовал полковник Б. В. Громов, десантников 103-й дивизии и
21-ю пехотную бригаду правительственных войск. К боевой работе Су-25 приступили
уже через несколько дней после прибытия. В это время шли бои за горный массив
Луркох неподалеку от Шинданда - высившееся среди голой равнины непроходимое
нагромождение скал и каменных глыб, занимавшее несколько десятков квадратных
километров. В созданной самой природой крепости находился базовый лагерь, откуда
противник совершал набеги на близлежащие дороги и военные посты.
Подступы к Луркоху защищали минные поля, скальные и бетонные укрепления, а
буквально каждый излом ущельев и троп прикрывали огневые точки. Пользуясь
неуязвимостью, противник стал использовать Луркох и как командный пункт, где
собирались вожаки окрестных боевиков. Неоднократные попытки захвата горного
массива успеха не имели: продвижение вглубь встречал ураганный огонь, войска
блокировались в узких ущельях и несли потери. Командование приняло решение
отказаться от атак "в лоб", перейдя к ежедневным мощным бомбардировкам и
артиллерийским обстрелам, которые бы заставили противника покинуть обжитой
лагерь. Снаружи Луркох окружили плотными минными полями, минами периодически
засыпали с воздуха проходы и тропы внутри массива.
Для оценки эффективности действий штурмовиков в ДРА
прибыл военный летчик генерал-майор авиации В. Хахалов, имевший поручение
Главкома ВВС лично оценивать результаты ударов Су-25. После очередного налета
пара вертолетов Хахалова отправилась вглубь Луркоха. Обратно генерал уже не
вернулся. Вертолет был сбит и упал недалеко
от базы противника. Гибель Хахалова заставила изменить ход операции - на штурм
Луркоха бросили десантников, пробившихся к центру укрепленного района, чтобы
забрать тело генерала и погибших с ним летчиков. После недели боев, стоивших
жизни еще восьми человек, войска заняли базу, взорвали ее укрепления и, еще раз
заминировав весь район, покинули его.
Штурмовики 200-й ОШАЭ участвовали и в борьбе за Герат,
находившийся в 120 км на север от Шинданда и ставший центром оппозиции на западе
страны. Здесь она действовала прямо в городе, разделив его на сферы влияния и
воюя не только с правительственными войсками, но и между собой. Здесь же
находились опорные пункты, запасы оружия и боеприпасов, и Су-25 приходилось
наносить удары прямо в городе по кварталам и указанным разведкой домам. Работы
хватало и в окрестностях Герата - бескрайней зеленой зоне и примыкавшей к ней
долине Герируда, изобильным и богатым местам, кормившим все западные районы.
Орудовавшим в провинции Герат и Фарах отрядам опорой служили многочисленные
кишлаки, снабжавшие моджахедов пропитанием и пополнением. Тут же они находили
отдых и ночлег, получая оружие с близлежащих баз в Иране. Самым видным из
здешных полевых командиров был Туран Исмаил, в прошлом армейский капитан,
перешедший к моджахедам после апрельской революции. Военный опыт, грамотность и
требовательность быстро позволили ему стать местным эмиром, во власти которого
находились семь провинций и армия в пять тысяч боевиков. Под прикрытием
"зеленки" - обширных зарослей кустарника, садов и виноградников - моджахеды
подбирались к расположению воинских частей, грабили и жгли автоколонны, после
атак мгновенно растворялись в окрестных селениях, и отыскать их в этих местах,
особенно с воздуха, было не легче, чем в
горах. В воздухе над долинами постоянно висела поднимавшаяся до 1500 м пыльная
пелена, ухудшавшая видимость и уже в нескольких километрах скрывавшая ориентиры.
В сезон пыльных бурь и налетавшего из пустыни жаркого "афганца" спасения от нее
не было нигде, и из-под люков и капотов возвращавшихся штурмовиков горстями
выгребали набившуюся пыль и песок. Особенно трудно приходилось двигателям -
песок, подобно наждаку, грыз лопатки компрессоров, а доходившая до +52° жара
затрудняла запуск. Чтобы помочь задыхавшемуся стартеру, сметливые авиаторы
использовали своеобразное испарительное охлаждение, выплескивая в каждый
воздухозаборник пару кружек воды. Бывали случаи, когда при запуске в жару
намертво пригорала к бортовому электроразъему "вилка" ДПА, в спешке ее рубили
лежавшим наготове топором, и самолет улетал с висящим обрывком кабеля.
Поиск противника отнимал время, и для увеличения
продолжительности полета большинство заданий приходилось выполнять с парой
подвесных баков ПТБ-800 (Су-25 задумывался для работы в прифронтовой полосе, и с
собственным запасом топлива его радиус действия не превышал 250-300 км). С
сентября 1981 г. плановые боевые действия начались в Кандагаре на юге страны,
также входившем в зону ответственности 200-й ОШДЭ. Второй по величине город
Афганистана, старинный центр торговли и ремесел, занимал важнейшее
стратегическое положение, позволявшее контролировать все южное направление.
Через Кандагар проходили основные дороги и караванные пути, в том числе и
единственное в стране магистральное шоссе,
связывавшее все крупные города и подковой опоясывавшее страну. Привлекательной
для моджахедов была и близость Кандагара к пакистанской границе. 70-я
мотострелковая бригада советского контингента, направленная в Кандагар, сразу же
была втянута в нескончаемые боевые действия, от которых зависела ситуация на
дорогах и положение в самом городе. Многочисленные отряды, обосновавшиеся в
сплошной "зеленке" вокруг города, порой неделями блокировали гарнизон, не
пропуская в Кандагар ни одной машины. Единого управления они не имели, и
войсковые операции против различных группировок в самом городе, его окрестностях
и вдоль дорог следовали беспрерывно. С севера к Кандагару подступали горы
Майванда, где опорными пунктами моджахедов служили крепости, сохранившиеся еще
со времен войн с англичанами.
В горных теснинах особенно пригодилась высокая
маневренность Су-25. Перекрестный огонь с высот превращал межгорья в ловушку для
вошедших в них солдат, не всегда удавалось подтянуть артиллерию и танки, и на
помощь приходили штурмовики. В узкие каменные мешки, куда не рисковали снижаться
другие самолеты, нырял Су-25, заходя на цель вдоль ущелья или, если позволяла
ширина, скатываясь вниз вдоль одного склона и буквально выползая из атаки по
другому. В Черных Горах северо-западнее
Кандагара одному из летчиков 200-й ОШДЭ в октябре 1981 г. удалось подавить
огневую точку, спрятанную в скалах в конце длинного извилистого ущелья. Попытки
бомбить ее сверху успеха не принесли, и Су-25 пришлось войти в темный провал,
лавируя, пронестись по нему и, нанеся точный
удар, крутым боевым разворотом выбраться наружу.
Малый радиус виража Су-25 (450-500 м) помогал летчикам
при построении атаки: обнаружив цель, штурмовик мог тут же круто довернуть на
нее, а при повторных заходах - виражить, не упуская противника из виду, и
добивать, экономично расходуя боезапас. Пилоты скоростныхСу-17 и МиГ-21, разворачиваясь для очередного удара, нередко не могли снова
отыскать цель, "лишенную четких демаскирующих признаков".
От других машин Су-25 выгодно отличался хорошими
взлетно-посадочными качествами, которые обеспечивала большая площадь крыла и
мощная его механизация. Штурмовикам и с максимальной боевой нагрузкой,
достигавшей 4000 кг, хватало для разбега 1200-1300 м, в то время как
базировавшиеся в Шинданде Су-17 уже с тонной бомб отрывались от земли
лишь в самом конце полосы. Обнаружив цель, штурмовики атаковали ее НАР, РБК,
фугасными и осколочными бомбами. В долинах чаще применялись бомбы калибром 100 и
250 кг, достаточные для разрушения глинобитных строений; в горах, изобиловавших
естественными укрытиями, становилась необходимой фугасная мощь "пятисоток" (они
же чаще применялись в "зимних" вариантах снаряжения, когда с похолоданием
улучшались несущие свойства самолетов, и они могли нести бомбы большего калибра
без существенного ухудшения характеристик. Максимальный вариант из восьми
ФАБ-500 не был исключительным, нередко подвешивались и до 22ФАБ-100 на
многозамковых держателях МБД2-67у. В зеленых
зонах и кишлаках, где находилось, чему гореть, использовали зажигательные баки и
бомбы. Загущенная для "липучести" смесь бензина и керосина полутонного бака
ЗБ-500ГД накрывала огненным ковром площадь 1300 кв2,
а в снаряжение ЗАБ, кроме того, входила пропитанная огнесмесью ветошь,
разлетавшаяся вокруг и вызывавшая множество новых пожаров.
Широко использовались осколочно-фугасные НАР С-5М и
С-5МО из 32-зарядных блоков УБ-32-57. Одним залпом они накрывали до 200-400 м2,
лишая противника одного из важнейших преимуществ - умения прятаться и быстро
рассредоточиваться на местности. На цель обычно делали 2-3 захода, пуская с
пикирования по 8-12 ракет в залпе. В полете с блоками следовало учитывать
значительный рост сопротивления: уже при подвеске четырех
УБ-32-57 оно возрастало почти вдвое, штурмовик хуже слушался рулей,
проседал на выходе из пикирования, теряя высоту и скорость, и мог свалиться на
крыло - особенность, которой не было с бомбами, их сброс сразу освобождал
самолет для маневра.
Малокалиберные НАР постепенно заменялись более мощными
80 мм С-8, применявшимися в разных вариантах: С-8М с усиленным осколочным
действием, С-8БМ с прочной тяжелой БЧ, крошившей скальные огневые точки и стены,
и С-8ДМ, содержавшая жидкое ВВ, от которого противника не спасали никакие
укрытия -после ракетного удара туман взрывчатки накрывал цель, забираясь в
закоулки кишлаков и горные расщелины и поражая самые укромные места сплошным
облаком взрыва.
Тем же эффектом обладали "Вороны" - объемно-детонирующие
авиабомбы ОДАБ-500П, по мощности втрое превосходившие равные по калибру фугаски.
Глухой хлопок - взрыв ОДАБ сметал постройки в радиусе 20-25 м, глуша и сдувая
раскаленной ударной волной все живое. Цели для ОДАБ приходилось подбирать только
в долинах - в разряженном и бедном кислородом воздухе высокогорий взрыв слабел,
теряя силу. В жару или сильный ветер, когда облако мельчайших капель быстро
рассеивалось, теряя нужную для взрыва концентрацию, использовали "коктейль" -
комбинацию ОДАБ с дымовыми бомбами, густой дым которых не давал аэрозолю
рассеиваться. Наилучшие результаты давало соотношение пары ДАБ-500 на шесть
ОДАБ-500П на самолете или в той же пропорции в ударной группе.
ОДАБ широко использовали, готовя площадки для высадки
вертолетных десантов: подходящие для высадки места могли быть заминированы, и
штурмовики расчищали их ударами ОДАБ, вызывавшими детонацию мин на обширном
участке.
Тяжелые НАР С-24 с высокими точностными
характеристиками (с 2000 м ракеты укладывались в 7-8 м круг) и мощным
осколочно-фугасным действием были излюбленным оружием летчиков, хорошо
подходившим для борьбы с самыми разными целями. Су-25 нес до 8 ракет и мог
пускать их с разных видов маневра, с пологого и едва ли не отвесного
пикирования. По точечным целям - пулеметным гнездам и машинам караванов
штурмовики вели огонь из бортовой пушки ГШ-2-30. При мощном снаряде и высокой
скорострельности инструкция рекомендовала вести стрельбу короткими
односекундными очередями по 50 бронебойно-разрывных и осколочно-фугасных
снарядов. Масса такого залпа составляла 19,5 кг/сек, но летчики старались
расстрелять цель "с гарантией", полоснув по ней длинной очередью, и зачастую
после 2-3 нажатий на боевую кнопку оставались без патронов.
Тактико-технические характеристики