Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами Скат. Проект 670
1. История проекта 670
В конце 50-х годов в СССР
развернулись работы по формированию облика атомных подводных лодок 2-го
поколения, предназначенных для крупносерийного производства и
призванных решать различные боевые задачи, одной из которых традиционно
являлась борьба с авианосцами, а также другими крупными кораблями
противника.
После рассмотрения ряда предложений конструкторских бюро
техническое задание на разработку относительно простой и дешевой
атомной подводной лодки проекта 670 (шифр “Скат”), оптимизированной для
борьбы с надводными целями, было выдано горьковскому СКБ-112 (с 1974 г.
- ЦКБ “Лазурит”) в мае 1960 г. Этот молодой конструкторский коллектив,
образованный в 1953 году при заводе “Красное Сормово”, ранее занимался
работами по дизель-электрическим лодкам проекта 613 (в частности,
готовил документацию по этим кораблям, предназначенную для передачи
Китаю), поэтому создание первого атомохода стало для СКБ серьезным
испытанием.
Главным конструктором лодки 670-го проекта был назначен В.П.Воробьев, главным наблюдающим от ВМФ - Б.Р.Мастушкин.
Основным отличием нового корабля от ПЛАРК первого поколения
(пр.659 и 675) являлось оснащение его ракетным противокорабельным
комплексом “Аметист” с подводным стартом (головной разработчик -
ОКБ-52). Правительственное постановление о создании этого комплекса
вышло 1 апреля 1959 г.
Одной из наиболее сложных проблем при разработке проекта новой
ПЛАРК, серийное строительство которой предполагалось организовать в г.
Горьком, в самом центре России, на удалении более тысячи километров от
ближайшего моря, было удержание размеров и водоизмещения корабля в
пределах, допускающих его транспортировку по внутренним водным путям.
В результате конструкторам пришлось принимать (и “пробивать” у
заказчика) ряд нетрадиционных для нашего флота технических решений,
противоречивших “Правилам проектирования подводных лодок”. В частности,
было решено перейти на одновальную схему, а также пожертвовать
обеспечением надводной плавучести при затоплении любого из
водонепроницаемых отсеков. Все это позволило уложиться в рамках
эскизного проекта в нормальное водоизмещение 2400 т (впрочем, в
процессе дальнейшего проектирования этот параметр все же увеличился,
превысив 3000 т).
По сравнению с другими лодками 2-го поколения, проектировав�?имися
под мощный, но довольно крупногабаритный и тяжелый гидроакустический
комплекс “Рубин”, на проекте 670 было ре�?ено остановиться на более
компактном ГАК “Керчь”.
В 1959 году в ОКБ-52 был разработан эскизный проект ракетного
комплекса “Аметист”. В отличие от “Челомеевских” ПКР первого поколения
П-6 и П-35, где использовался ТРД, на ракете с подводным стартом было
решено применить твердотопливный ракетный двигатель, что существенно
ограничило максимальную дальность стрельбы. Однако другого решения в то
время просто не существовало, так как на технологическом уровне конца
50-х годов не представлялось возможным создать систему запуска
воздушно-реактивного двигателя в полете, после старта ракеты. Испытания
ПКР “Аметист” начались в 1961 году.
Утверждение технического проекта нового атомохода состоялось в
июле 1963 г. ПЛАРК 670-го проекта имела двухкорпусную архитектуру с
веретенообразными обводами легкого корпуса, имеющего в носовой части
эллиптическое сечение, обусловленное размещением ракетного вооружения.
Применение крупногабаритных гидроакустических систем, а также
стремление обеспечить им максимально возможные углы обзора в кормовых
секторах, вызвали “притупление” носовых обводов. По этим же причинам
часть приборов пришлось разместить в верхней части носовой оконечности
легкого корпуса. Передние горизонтальные рули (впервые в практике
отечественного подводного кораблестроения) были сдвинуты к средней
части лодки.
В дальнейшем, уже в ходе модернизации ПЛАРК 670-го проекта, перед
ограждением выдвижных устройств рубки установили гидродинамический
стабилизатор - плоскость с отрицательным углом атаки, компенсирующую
излишнюю плавучесть несколько “раздутого” носа.
Прочный корпус корабля был выполнен из стали АК-29. В носовой
оконечности на протяжении 21 м он имел своеобразную форму “тройной
восьмерки”, образованной цилиндрами относительно малого диаметра, что
было обусловлено необходимостью размещения в легком корпусе ракетных
контейнеров. Корпус делился на семь водонепроницаемых отсеков:
1-й - торпедный, жилой и аккумуляторный;
2-й - жилой;
3-й - центральный пост и аккумуляторный;
4-й - электромеханический;
5-й - реакторный;
6-й - турбинный;
7-й - электромеханический.
Носовая концевая
переборка, а также шесть межотсечных переборок были выполнены плоскими,
они должны были выдерживать давление до 15 кгс/см².
Легкий корпус, балластные цистерны и прочная рубка изготавливались
из маломагнитной стали и АМГ, а надстройка и ограждение выдвижных
устройств рубки - из алюминиевого сплава. В обтекателях
гидроакустических антенн, а также в проницаемых частях кормовой
оконечности и в кормовом оперении использовались титановые сплавы.
Применение столь разнородных материалов, в ряде случаев образующих
гальванические пары, потребовало принятия специальных мер по защите от
коррозии (цинковые протекторы, прокладки и т.п.).
Для снижения гидродинамического шума при движении с большой
скоростью, а также улучшения гидродинамических характеристик впервые на
отечественных подводных лодках были применены механизмы закрытия
шпигатных и вентиляционных отверстий.
Главная энергетическая установка мощностью 15.000 л. с. в
значительной степени была унифицирована с вдвое более мощной ГЭУ
скоростной АПЛ проекта 671 - однореакторная. ППУ ОК-350 включала
водо-водяной реактор ВМ-4 (89,2 мВт). Турбина ГТЗА-631 приводила во
вращение пятилопастный гребной винт (в дальнейшем в процессе
модернизации лодка получила новые малошумные четырехлопастные винты
диаметром 3,92 и 3,82 м, установленные по схеме “тандем”). Имелось два
вспомогательных водомета с электроприводом (мощность - 270 кВт),
обеспечивающих возможность движения со скоростью до 5 узлов.
Как и на других атомоходах второго поколения, на лодке проекта 670
в системе генерирования и распределения электроэнергии был использован
трехфазный переменный ток напряжением 380 В и частотой 50 Гц.
Корабль был оснащен двумя автономными турбогенераторами ТМВВ-2
(2000 кВт), дизель-генератором переменного тока мощностью 500 кВт с
дистанционной автоматизированной системой управления, а также двумя
группами аккумуляторных батарей (по 112 элементов каждая).
Меры по снижению акустического поля ПЛАРК включали применение
звукоизолирующей амортизации механизмов и их фундаментов, а также
облицовку переборок и палубных настилов вибродемпфирующими покрытиями.
Все наружные поверхности легкого корпуса, надстройка и ограждение
рубки также были обшиты резиновым противогидролокационным покрытием.
Подобное покрытие имела и внешняя поверхность прочного корпуса.
Благодаря этому, а также одновальной и однотурбинной компоновке, лодка
670-го проекта имела весьма низкий, для своего времени, уровень
акустической заметности (среди отечественных атомоходов 2-го поколения
ПЛАРК 670-го проекта считалась наиболее “тихой”). На полном ходу в
ультразвуковом диапазоне частот ее шумность не превышала 80 децибел, в
звуковом диапазоне - 110 децибел и в инфразвуковом - 100 децибел,
причем большая часть акустического диапазона совпадала с естественными
шумами моря.
Для снижения магнитной заметности на подводной лодке было смонтировано размагничивающее устройство.
Гидравлическая система корабля разделялась на три автономные
подсистемы, служащие для привода общекорабельных устройств, крышек
ракетных контейнеров, а также рулей. В процессе эксплуатации лодок
рабочая жидкость гидросистемы, из-за своей пожароопасности являвшаяся
предметом постоянной “головной боли” экипажей, была заменена на новую,
менее горючую.
ПЛАРК пр. 670 имела стационарную электролизную систему регенерации
воздуха (что позволило отказаться и от другого источника повышенной
пожарной опасности - регенерационных патронов). Эффективную борьбу с
огнем обеспечивала система объемного фреонового пожаротушения.
Корабль был оснащен инерциальным навигационным комплексом
“Сигма-670”, точностные характеристики которого в 1,5 раза превосходили
соответствующие характеристики навигационной аппаратуры лодок 1-го
поколения.
Гидроакустический комплекс “Керчь” обеспечивал дальность
обнаружения до 25 км. Для управления боевыми средствами на борту лодки
была размещена БИУС “Брест”.
По сравнению с лодками 1-го поколения на корабле 670-го проекта
был резко увеличен уровень автоматизации. В частности,
автоматизировались управление движением лодки по глубине и курсу,
стабилизация на ходу и без хода, процесс погружения и всплытия,
предотвращение аварийных дифферентов и провалов, управление подготовкой
к ракетной и торпедной стрельбе и т.п.
Была несколько улучшена обитаемость. Весь личный состав корабля
обеспечивался индивидуальными спальными местами. Имелись кают-компании
для офицеров и столовая матросского и мичманского состава. Улучшился
дизайн внутренних помещений. На корабле были применены лампы дневного
света.
Ракетное вооружение ПЛАРК 670-го проекта - восемь ПКР “Аметист” -
располагалось в контейнерных пусковых установках СМ-97, размещенных в
передней части корабля вне прочного корпуса под углом 32,5° к
горизонту. В 1977 году состоялась первая групповая стрельба ПКР
“Аметист” в составе двух ПЛАРК проекта 670 и МРК (малого ракетного
корабля).
Твердотопливная ракета П-40 (4К-66) стартовой массой 2900 кг имела
максимальную дальность стрельбы 80 км и скорость 1160 км/ч. Она была
выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имела складное крыло,
автоматически раскрывающееся после старта. Полет проходил на
относительно малой высоте (50-60 м), что затрудняло перехват ракеты
средствами ПВО кораблей противника. Радиолокационная система
самонаведения ПКР обеспечивала автоматический выбор наиболее крупной
цепи в ордере (т.е. цели, имеющей наибольшую отражающую поверхность). В
типовой боекомплект лодки входили две ракеты, оснащенные ядерными
боеприпасами (тротиловый эквивалент - 1 кг), а также шесть ракет с
обычными БЧ массой порядка 1000 кг. Стрельба ПКР могла выполняться
двумя четырехракетными залпами с глубины до 30 м при скорости лодки не
более 5,5 узлов и волнении моря до 5 баллов.
Торпедное вооружение корабля размещалось в носовой части и
включало четыре 533-мм торпедных аппарата с боекомплектом из 12 торпед
53-65к или СЭТ-65, а также два 400 мм ТА (четыре торпеды СЭТ-40 или
МГТ-2). Вместо торпед лодка могла брать на борт до 26 мин. Кроме того,
в торпедный боекомплект входили и ложные цели “Анабар”. После
транспортировки в специальном доке по Волге, Мариинской водной системе
и Беломоро-Балтийскому каналу, лодки переводились в Северодвинск, где
осуществлялась их окончательная достройка, испытания и сдача заказчику.
Следует заметить, что на начальных этапах реализации программы
рассматривался вариант сдачи ПЛАРК 670-го проекта и на Черном море.
Однако он был отвергнут, в первую очередь, по геополитическим
соображениям (пресловутая проблема Черноморских проливов).
Приемный акт по головному кораблю серии - К-43 - был подписан
(вполне в духе времени) 6 ноября 1967 г., в канун 50-й годовщины
“Великого Октября”. Первым командиром лодки стал капитан 1 ранга Е.Н.
Золотарев. 3 июля 1968 г., после испытаний на К-43, на вооружение ВМФ
был принят и ракетный комплекс “Аметист” с ракетой П-40.
ПЛАРК К-43 вошла в состав 11-й дивизии 1-й флотилии подводных
лодок Северного Флота. В дальнейшем в это соединение были включены и
остальные корабли 670-го проекта.
Подводные лодки 670-го проекта приступили к несению боевой службы
в 1972 г. Они осуществляли слежение за американскими авианосцами,
активно привлекались к участию в различных учениях и маневрах, наиболее
крупными из которых были “Океан-75”, “Север-77”, “Разбег-81” и другие.
На Западе кораблям 670-го проекта было присвоено имя Charlie
(“Чарли”) или Charlie 1. Следует заметить, что появление новых
ракетоносцев в составе Cоветского флота заметно “усложнило жизнь”
американским авианосным соединениям. Обладая меньшей шумностью, чем их
предшественники - ПЛАРК пр.675, “Чарли” были значительно менее уязвимы
от противолодочных средств противника, а подводный старт ракет делал
применение их “главного калибра” значительно более эффективным.
Относительно низкая дальность стрельбы комплексом “Аметист” требовала
сближения с целью на дальность 60-70 км. Однако это имело и свои плюсы
- малое подлетное время трансзвуковых маловысотных ракет делало
организацию противодействия их удару из-под воды с “кинжальной”
дистанции весьма проблематичным.
Одним из основных районов, где несли боевую службу корабли 670-го
проекта, являлось Средиземное море. В 70-80-х годах там тесно
переплелись интересы двух “сверхдержав” - СССР и США. Главной целью
советских ракетоносцев были боевые корабли 6-го американского флота.
Следует признать, что географические условия Средиземноморья делали
лодки 670-го проекта наиболее грозным оружием на данном театре. Их
присутствие вызывало вполне обоснованное беспокойство американского
командования, не имевшего в своем распоряжении сколько-нибудь надежных
средств противодействия этой угрозе. Эффектной демонстрацией боевых
возможностей “Чарли” стали ракетные стрельбы по мишени, проведенные в
Средиземном море в мае 1972 г, К-313 (командир капитан 2 ранга
С.Я.Згурский).
Постепенно география походов “Cевероморских” лодок 670-го проекта
расширялась. В январе-мае 1974 г. состоялся уникальный 107-суточный
переход К-201 (командир капитан 2 ранга В.Д.Хайтаров) совместно с АПЛ
671-го проекта К-314 с Северного на Тихоокеанский флот по южному
маршруту через Индийский океан. 10-25 марта лодки совершили заход в
порт Бербера (Сомали), где их экипажам был предоставлен кратковременный
, отдых, после чего плавание продолжалось, успешно завершившись на
Камчатке в начале мая.
В апреле 1977 г. К-429 под командованием капитана 1 ранга В.Т.
Козлова (старший на борту контр-адмирал Е.Д.Чернов) совершила переход
Северным морским путем с СФ на ТОФ, где 30 апреля 1977 г. ПЛАРК вошла в
состав 10-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок, базирующейся на
Камчатке.
В августе-сентябре 1979 г. подобный переход, продолжавшийся 20
суток, выполнила К-302 (командир капитана 2 ранга М.А.Мажуго). В
дальнейшем по “Севморпути” прибыли на Тихий океан К-43 (1980 г.), К-121
(до 1977 г.), К-143 (1983 г.), К-308 (1985 г.) и К-313 (1986 г.).
К-83 (получив�?ая в январе 1978 г. новый тактический номер К-212)
и К-325 22 августа - 6 сентября 1978 г. совершили первый в истории
подводного плавания групповой трансарктический подледный переход на
Тихий океан. Группой командовал контр-адмирал Р.А.Голосов.
Первоначально планировалось, что первая лодка, пройдя подо льдами из
Баренцева моря в Чукотское, передаст сигнал о всплытии, после чего в
путь отправится второй корабль. Однако Р.А.Голосов предложил более
эффективный и надежный способ перехода - в составе тактической группы,
что уменьшало риск подледного плавания однореакторных лодок (при выходе
из строя реактора на одной из ПЛАРК другая лодка могла бы оказать ей
помощь в поисках полыньи). Кроме того, у лодок в группе существовала
возможность поддерживать связь между собой при помощи УЗПС в телефонном
режиме, что позволяло кораблям взаимодействовать друг с другом.
Групповой переход удешевлял и вопросы надводного (или “надледного”)
обеспечения. За участие в этой операции командиры кораблей - капитан 3
ранга А.А. Гусев и капитан 2 ранга В.П. Лушин, а также командир 11-й
дивизии подводных лодок 1-й флотилии капитан 1 ранга Е.А.Томко и
контр-адмирал Р.А.Голосов были удостоены звания Герой Советского Союза.
Все “Тихоокеанские” корабли проекта 670 вошли в состав 10-й
дивизии 2-й флотилии ПЛ. Их основной задачей являлось слежение (а при
получении соответствующего приказа - и уничтожение) американских
авианосцев. В частности, К-201 в декабре 1980 г. осуществляла
длительное слежение за авианосной ударной группой, возглавляемой
авианосцем “Корал Си” (за что была удостоена благодарности Главкома
ВМФ). Из-за нехватки на ТОФ противолодочных подводных АПЛ
“Тихоокеанские” ПЛАРК 670-го проекта привлекались и для ре�?ения задач
по поиску американских подводных лодок в районах боевого патрулирования
наших РПКСН.
Среди, казалось бы, одинаковых кораблей любого проекта есть как “баловни судьбы”, так и “невезучие”.
Менее всего, пожалуй, повезло К-429. 24 июня 1983 г. в результате
о�?ибочных действий экипажа она затонула на глубине 39 м на полигоне
боевой подготовки в бухте Саранная (вблизи берегов Камчатки). При этом
погибло 16 человек. 9 августа 1983 г. лодка была поднята (сама операция
по подъему тоже не обошлась без происшествий. Были “дополнительно”
затоплены еще четыре отсека, что значительно усложнило проведение
работ). Восстановительный ремонт, обошедшийся казне в 300 млн. рублей,
завершился в начале сентября 1985 г., однако через несколько дней, 13
сентября, в результате грубых нарушений требований живучести,
несчастливый корабль вновь затонул у стенки СРЗ в Большом Камне. В 1987
г. так и не введенная в строй лодка была исключена из состава флота и
переоборудована в учебно-тренировочную станцию УТС-130, базирующуюся на
Камчатке и использующуюся до настоящего времени.
К другим наиболее крупным неприятностям, случившимися с кораблями
670-го проекта за время их службы (и, что особо следует отметить, не
приведшим к гибели людей), можно отнести:
- затопление трюма 2-го отсека К-313 при стоянке на базе в августе 1970 г.;
- частичное затопление трех отсеков через систему вентиляции при нахождении в подводном положении К-313 8 августа 1971 г.;
- столкновение К-320 и К-131 в Мотовском заливе 19 января 1972 г.;
- касание дна в Мотовском заливе К-302 в июне 1972 г.;
- частичное затопление реакторного отсека на К-320 в 1973 г.;
- частичное затопление реакторного отсека на К-429 в марте 1973 г.;
- пожар в кабельной трассе турбинного отсека на К-325 22 декабря 1973 г.;
- касание дна на глубине 130 м К-302 в феврале 1974 г.;
- ракетное попадание во время ракетных стрельб К-25 в буксир в мае 1974 г.;
- разрушение балластной цистерны № 13 при продувании на К-429 в 1975 г.
- попадание в японские рыболовные сети у Камчатки 8 октября 1977 г. К-201.
- столкновение К-313 и МПК-90 в Западной Лице 19 декабря 1978 г.;
- пожар в силовой сети от короткого замыкания на К-302 в апреле 1979г.;
- замасливание системы ВВД на К-325 в январе 1980 г.;
- столкновение К-43 с К-184, произошедшее на ТОФе 20 марта 1981 г. (“Скат” получила повреждения легкого корпуса);
- авария системы ВВД на К-121 в августе 1984 г.;
- касание грунта К-121 в Авачинском заливе 1 марта 1987 г.
Один из кораблей проекта
670 (командир капитан 2 ранга Теренов) стал первой атомной подводной
лодкой военно-морского флота Индии. Эта великая азиатская держава,
располагающая довольно мощными ВМС, в начале 70-х годов приступила к
реализации национальной программы создания АПЛ. Однако семь лет
напряженной работы и четыре миллиона истраченных долларов не привели к
ожидаемым результатам, задача оказалась значительно сложнее, чем
первоначально казалось. В итоге было принято решение арендовать один из
атомоходов у СССР - стратегического союзника Индии. Выбор индийских
моряков пал на “Cкат” (корабли этого типа хорошо зарекомендовали себя
на Тихоокеанском театре).
В 1983 году в учебном центре ВМФ во Владивостоке, а затем на борту
К-43, намеченной для передачи Индии, началась подготовка двух индийских
экипажей. К этому времени лодка уже прошла капитальный ремонт и
модернизацию, в результате которой получила ГАК “Рубикон”. После
завершения обучения экипажей лодка вновь встала на ремонт и к лету 1987
года была полностью подготовлена к передаче.
5 января 1988 г. К-43 (перед этим переименованная в УТС-550)
подняла во Владивостоке индийский флаг и через несколько дней с
советским экипажем отбыла в Индию.
Для нового, самого мощного боевого корабля индийского флота,
получившего название “Чакра” и тактический номер S-71, были созданы
самые благоприятные условия базирования: специальный пирс с 60-тонным
краном, службы радиационной безопасности, крытый док-эллинг,
мастерские. При стоянке на борт лодки подавалась вода, сжатый воздух и
электроэнергия.
“Чакра” эксплуатировалась в Индии в течение трех лет, при этом
приблизительно год проведя в автономных плаваниях. Все учебные ракетные
стрельбы завершились прямым попаданием в цель. 5 января 1991 г. срок
аренды лодки истек. Индия прилагала настойчивые усилия продлить лизинг
и даже приобрести еще однотипную лодку Однако Москва (а именно
М.С.Горбачев настойчиво искавший дружбы с США) не согласилась на
индийские предложения.
“Чакра” стала настоящим университетом для индийских подводников.
Многие из служивших на ней офицеров в настоящее время занимают ключевые
командные посты в ВМС этой страны. Достаточно сказать, что ПЛАРК дала
Индии восемь адмиралов. Опыт, полученный в ходе эксплуатации атомохода,
позволил продолжить работы по созданию собственной индийской АПЛ, “S-2”.
“Чакра”, 28 апреля 1992 г. вновь зачисленная в состав российского
флота, своим ходом прибыла на Камчатку, где и завершила свою службу. 3
июля 1992 г. она была исключена из боевого состава ВМФ.
Вслед за К-429, в силу своей невезучести, оставившей боевой строй
первой, в 1990-х годах были списаны и другие лодки 670-го проекта. В
1990 г. военно-морской флаг спустила К-87, в 1991 г. - К-25 и К-325, в
1992 г. - К-43, К-313 и К-308, в 1993 г. - К-143 и К-302, в 1994 г. -
К-320 и К-201.
2. Основные ТТХ ПЛАРК проекта 670
Длина наибольшая
|
95,6 м
|
Ширина наибольшая
|
9,6 м
|
Осадка по КВЛ
|
7,8 м
|
Водоизмещение нормальное
|
3624 м³
|
Водоизмещение полное
|
4980 м³
|
Глубина погружения рабочая
|
240 м
|
Глубина погружения предельная
|
300 м
|
Номинальная мощность ЭУ
|
18800 л.с.
|
Скорость полная надводная
|
10 узл.
|
Скорость полная подводная
|
26 узл.
|
Автономность
|
60 сут.
|
Экипаж
|
86 чел.
|
Вооружение
|
8 ПКР "Аметист";
4 533-мм (12 торпед) и 2 406-мм ТА,
или 26 мин
|
3. Даты закладки, спуска на воду и ввода в эксплуатацию ПЛАРК проекта 670
Наименование
|
Заводской номер
|
Дата
|
Примечание
|
закладки
|
спуска
|
ввода в строй
|
Завод "Красное Сормово" №112 (Горький)
|
К-43
|
|
09.05.64
|
02.08.66
|
27.11.67
|
|
К-87 (К-212)
|
|
06.02.65
|
20.03.68
|
08.01.69
|
|
К-25
|
|
02.12.65
|
31.08.68
|
08.01.69
|
|
К-143 (К-121)
|
|
25.11.66
|
29.04.69
|
28.11.69
|
|
К-313
|
|
14.07.66
|
16.07.69
|
09.01.70
|
|
К-308
|
|
29.12.67
|
19.02.70
|
20.10.70
|
|
К-320
|
|
30.04.69
|
27.03.71
|
27.10.71
|
|
К-302
|
|
17.01.69
|
11.07.70
|
21.12.70
|
|
К-325
|
|
06.09.69
|
04.06.71
|
06.12.71
|
|
К-429
|
|
26.01.71
|
22.04.72
|
31.10.72
|
|
К-201
|
|
16.11.71
|
09.07.72
|
31.01.73
|
|
4. Схема проекта
5. Источники
- В.П. Кузин, В.И. Никольский "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991" ИМО Санкт-Петербург 1996
- В.Е.Ильин, А.И. Колесников "Подводные лодки России: Иллюстрированный
справочник" ООО "Издательство Астрель", ООО "Издательство АСТ" 2003.
|